|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА СИБИРСКОГО «УЧЕНИЧЕСКОГО СБОРНИКА»: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ Авторы: Е. А. Макарова В рубрике
Аннотация: Рассматривается феномен ученического сборника на разных исторических и культурных этапах его развития. Сибирские ученические сборники XIX–XX вв. показаны в контексте формирования жанра альманаха и явления самиздата. От альманаха ученические издания отличает комплексный характер, поскольку, кроме литературного, в них представлен богатый материал собственно социокультурного характера. В связи с этим используется комплексный метод исследования, позволяющий не проводить грани между эстетическим, публицистическим и собственно социокультурным контентом изданий. Выявляется общая типология изданий наряду с вычленением специфики структуры, содержания, авторского и читательского корпусов жанра ученического сборника на различных «срезах» эпохи формирующейся литературы и книгоиздания Сибири. Сибирские ученические сборники появляются еще в первой половине XIX столетия, но настоящим временем расцвета для них стало начало XX века. Это закономерно ведет к модификации жанра сборника альманашного вида и формированию более широкой читательской аудитории, связанной не только с ученической, гимназической, но и училищной, учительской, студенческой, рабфаковской средой. Своеобразием такого рода издательской продукции становится его документальная основа с активным внедрением художественного материала и своеобразным авторским корпусом. В период формируемого соцреализма конца 1920-х – начала 1930-х гг., именуемого периодом «первых пятилеток» или «великого перелома», наблюдается преобладающая роль РАППа, с ее краевыми отделениями, что приводило к буквальному «орабочиванию» литературы, поставленной на поток. В это время альманах пред- ставляет уже, по сути, определенный нормативный тип – другими словами, абсолютную внелитературную норму, что станет результатом социального заказа. В итоге доказано, что в связи со сменой историко-культурных парадигм, особенно в период революционных потрясений и в довоенный период, в подобного рода изданиях происходит все большее поглощение литературного материала внелитературным, с его мощной установкой на публицистичность крайне социологического характера. Тем не менее, по выдвинутой нами гипотезе, сам формат ученического сборника был крайне актуальным и перспективным для дальнейшего развития жанра. Он получил свое стремительное развитие в период «оттепели», формирования новых поэтических студий и дружеских кружков в среде сибирской учащейся молодежи, что проявило новые поведенческие модели авторской и читательской среды послесталинской эпохи и качественно иной подход к литературной реальности. Ключевые слова: Сибирь, альманах, ученический сборник, публицистика, читатель Список использованной литературы: Балашова Ю. Б. Школьная журналистика начала XX века как форма социально-культурной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006. Волкова В. Н. Светская рукописная книга Сибири XIX – начала XX в. как отражение духовных потребностей времени // Вестн. Омск. ун-та. 2001. № 4. Добренко Е. А. Формовка советского читателя. Социальные и эстетические предпосылки рецепции советской литературы. СПб.: Академический проект, 1997. Заламбани М. Литература факта. От авангарда к соцреализму / Пер. с итал. Н. В. Колесовой. СПб.: Академический проект, 2006. Зимние радуги: Сборник. Томск: Изд-во «Факел», 1914. Январь. 36 стб. Каталог Владимира Домаевского (Из фонда русской книги. Историко-краеведческий отдел ТОУНБ им. А. С. Пушкина) / Сост. В. А. Лойша, ред. библиографии А. В. Яковенко (На правах рукописи). Томск, 2012. Литературный альманах: Сборник произведений студентов Рабфака и ГДУ. Владивосток: Изд. КУБУЧ, 1927. 65 с. Молодая Сибирь: Двухнедельный художественный журнал, посвященный литературе, общественной жизни, искусствам и науке / Ред.-изд. Н. Н. Алексеев. Томск: Паровая тип. Н. И. Орловой, 1909. Опыты литературно-научного кружка учащихся гор. Омска. Омск: Типография Акмолинского областного правления, 1918. Вып. 2. 162 с. Очерки русской литературы Сибири: В 2 т. Новосибирск, 1982. Т. 1: Дореволюционный период. Первый подснежник: Сборник литературных произведений учеников Иркутской мужской гимназии. Иркутск: Губернская типография, 1914. Вып. 3. 208 с. Петряев Е. Д. Краеведы и литераторы Забайкалья: Материалы для биобиблиографического словаря. Иркутск; Чита, 1965. Ч. 1: Дореволюционный период. Посадсков А. Л. Издательство «Факел» и его сотрудники: страница из истории российской печати XX в. Новосибирск, 2013. Прозаические сочинения учеников Иркутской гимназии, писанные под руководством старшего учителя российской словесности Ивана Поликсеньева: Сборник ученических работ. СПб.: В типографии Императорской Академии наук, 1836. 307 с. Свирель: Третий альманах молодой поэзии. Пг.: Факел, 1917. 48 с. Северные зори. Литературно-публицистический сборник. М.: Тип. т-ва И. Д. Сытина. 1916. 310 с. Сибирский студент: Студенческое, общественно-политическое и литературное издание: Ежемесячный журнал. Томск: Пар. тип. П. И. Орловой, 1914–1916. Творчество: Юбилейный сборник научных и литературно-художественных студенческих произведений, 1888–1938 / Том. гос. мед. ин-т им. В. М. Молотова; [отв. ред. Н. П. Федотов]. Томск: Красное знамя, 1938. 94 с. Утро жизни: Студенческий литературный альманах / Под ред. В. И. Мясникова. Хабаровск: Электротип. Хабар. т-ва печ. дела, 1914. 88 с. Учеба и песни: Юбилейный сборник к десятилетию рабфаков. Омск. Омский рабфак, 1929. 59 с. Черные розы: Литературный альманах / Под ред. В. П. Микулина. Томск: Факел, 1915. 32 стб. Швецова-Водка Г. Н. Общая теория документа и книги: Учеб. пособие. М.; Киев, 2009. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |