Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: СЮЖЕТНЫЙ ДИАЛОГ А. М. РЕННИКОВА И М. А. БУЛГАКОВА: «ГАЛЛИПОЛИ» И «ДНИ ТУРБИНЫХ»

Авторы: Д. Д. Николаев

В рубрике

Выпуск 1, 2016Страницы 66-85
УДК: 82-2DOI:

Аннотация: Проводится сопоставительный анализ пьес «Галлиполи» А. М. Ренникова и «Дни Тур- биных» М. А. Булгакова. Создавая свои произведения практически в одно время по разные стороны советской границы, писатели при обращении к схожим тематике и проблематике используют схожие модели построения сюжета и системы персонажей. Это показывает типологическое единство русской литературы ХХ века, разделенной на советскую и литературу эмиграции. При этом происходящие события интерпретируются ими по-разному, так как Ренников принадлежит к «непримиримой» части эмиграции, а Булгаков создает пьесу в расчете на постановку в СССР.

Ключевые слова: драматургия, М. А. Булгаков, А. М. Ренников, «Галлиполи», «Дни Турбиных», русское зарубежье, пьеса, литературный процесс, сюжет

Список использованной литературы:

1. Ренников А. М. Галлиполи: Пьеса в 4-х действиях. София: Русь, 1925. 97 с.

2. Николаев Д. Д. Единство, но не тождество (о типологическом единстве русской литературы ХХ века) // Литературоведческий журнал. 2005. № 19. С. 155– 164.

3. Николаев Д. Д. О типологическом единстве русской литературы двадцатого века (к постановке проблемы) // Русское зарубежье: история и современность: Сб. ст. М., 2013. Вып. 2. С. 157–169.

4. Булгаков М. А. Пьесы 1920-х годов / Вступ. ст., сост. и общ. ред. А. А. Нинова; подгот. текстов и примеч. Я. С. Лурье, В. В. Гудковой, А. А. Нинова. Л.: Искусство, 1989. 591 с.

5. Лурье Я. С., Гудкова В. В., Нинов А. А. Примечания // Булгаков М. А. Пьесы 1920-х годов / Вступ. ст., сост. и общ. ред. А. А. Нинова; подгот. текстов и примеч. Я. С. Лурье, В. В. Гудковой, А. А. Нинова. Л.: Искусство, 1989. С. 507–586.

6. Булгаков М. А. Собр. соч.: В 5 т. / Сост. А. А. Нинова. Статья-послесл. А. М. Смелянского; подгот. текста и коммент. В. В. Гудковой, И. Е. Ерыкаловой, Е. А. Кухта, Я. С. Лурье, А. А. Нинова, О. В. Рыковой. М.: Худож. лит., 1990. Т. 3: Пьесы. 703 с.

7. Николаев Д. Д. Драматургия А. М. Ренникова 1920-х гг. // Русское зарубежье: история и современность: Сб. ст. М., 2015. Вып. 4. С. 93–119.

8. Николаев Д. Д. А. М. Ренников «Беженцы всех стран (Индейский бог): Комедия в 3-х действиях» (1925) // Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918–1940). М., 2000. Т. 3: Книги, ч. 3: П–Я. С. 52–53.

9. Николаев Д. Д. А. М. Ренников «Комедии» (1931) // Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918–1940). М., 2000. Т. 3: Книги, ч. 3: П–Я. С. 58–59.

10. Николаев Д. Д. А. М. Ренников «Борис и Глеб: Пьеса в 4-х действиях» (1934) // Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918–1940). М., 2000. Т. 3: Книги, ч. 3: П–Я. С. 60–61.

11. Николаев Д. Д. А. М. Ренников «Беженцы всех стран (Индейский бог): Комедия в 3-х действиях» (1925) // Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918–1940). М., 2000. Т. 3: Книги. С. 496.

12. Николаев Д. Д. А. М. Ренников «Комедии» (1931) // Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918–1940). М.: РОССПЭН, 2002. Т. 3: Книги. С. 499–500.

13. Николаев Д. Д. А. М. Ренников «Борис и Глеб: Пьеса в 4-х действиях» (1934) // Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918–1940). М.: РОСС- ПЭН, 2002. Т. 3: Книги. С. 500–501.

14. Николаев Д. Д. Русские за границей в драматургии русского зарубежья 1920-х гг. // Межэтнические и межконфессиональные связи в русской литературе и фольклоре / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. СПб.: Изд-во Пушкинского Дома, 2013. С. 279–290. («Россия – Запад – Восток»: литературные и культурные связи. Вып. 1)

15. Николаев Д. Д. Фольклорные элементы в комедии А. М. Ренникова «Сказка жизни» // Шестые Лазаревские чтения «Лики традиционной культуры начала XXI столетия»: Материалы Междунар. науч. конф. Челябинск, 2013. Ч. 1. С. 140– 143.

16. Witness [Даватц В. Х.] А. М. Ренников. Галлиполи. Пьеса в 4-х действиях. Изд. «Русь». София. 1925 г. 97 стр. // Возрождение. 1925. № 104. 14 сент. С. 3.

17. Карцевский С. Художественная литература // Славянская Книга. 1926. № 1. С. 52–54.

18. Николаев Д. Д. Галлиполи в драматургии русского зарубежья // II Московские Анциферовские чтения. М.: Изд-во ИМЛИ, ГЛМ, Три квадрата, 2014. С. 310–341.

19. Лукаш И. Голое Поле (Книга о Галлиполи). 1921 г. София: Печатница «Балкан», 1922.

20. Шкловский В. Б. Гамбургский счет. Л.: Изд-во Писателей в Ленинграде, 1928. 247 с.

21. Чудакова М. О. Некоторые проблемы источниковедения и рецепции пьес Булгакова о гражданской войне // М. А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени: Сб. ст. / Сост. А. А. Нинов; науч. ред. В. В. Гудкова. М.: СТД РСФСР, 1998. С. 57–95.

22. Николаев Д. Д. «Реки Вавилонские» И. Д.Сургучева: поэтика и контекст // VII Сургучевские чтения: Культура провинции: локальный и глобальный контекст: Сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Ставрополь: Изд-во Ставропольского гос. ун-та, 2010. С. 9–22.

23. Николаев Д. Д. Война в пьесе М. А. Алданова «Линия Брунгильды»: текст и контекст // XII Сургучевские чтения: Литература и журналистика в пламени войны: от Первой мировой до Великой Победы: Сб. материалов всерос. науч.- практ. конф. Ставрополь, 2015. С. 188–199.

24. Николаев Д. Д. «Водевиль в сумасшедшем доме»: «Линия Брунгильды» М. А. Алданова // Slavica Revalensia. Tallinn: Изд-во Таллин. ун-та. 2015. Vol. 2.

С. 103–136.

25. Николаев Д. Д. Вечное и временное в пьесе Николая Евреинова «Театр вечной войны»: текст и контекст // Вечность как сюжет: Статьи и материалы. Тверь: Изд-во Марины Батасовой, 2015. С. 235–249.

26. Маяковский В. В. Выступление на диспуте «Театральная политика Советской власти» 2 октября 1926 г. / Публ. А. В. Февральского // Литературное наследство. М.: Изд-во АН СССР, 1958. Т. 65: Новое о Маяковском. С. 37–42.

27. Чебышев Н. Н. «Галлиполи» // Возрождение. 1928. 8 апр. № 1041. С. 3.

28. [Без подписи] Суд над «Белой гвардией» // Возрождение. 1927. 16 февр. № 624. С. 2.

29. Луначарский А. В. Статьи о театре и драматургии. М.; Л.: Гос. изд-во «Искусство», 1938. 256 с.

30. В. Л. «Дни Турбиных». 2-й т. Париж, 1929 // Возрождение. 1929. 25 апр. № 1423. С. 3.

31. Ходасевич В. Ф. Послесловие // Возрождение. 1937. 17 сент. № 4096. С. 9.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН