![]() |
|
||||||||||||||||||||||
|
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
| «Критика и семиотика» | |
|
Статья
Авторы: Светлана Елисеевна Кузина; Мария Сергеевна Берендеева Независимый исследователь, Новосибирск, Россия; Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия
Аннотация: Статья посвящена анализу структуры концепта ГЕНИЙ и его английского эквивалента GENIUS при их репрезентации в русском фильме «Свободная энергия Теслы» и в американском фильме «Пираты Силиконовой долины». Структура концепта ГЕНИЙ / GENIUS сопоставляется в трех аспектах: 1) структура концептов, реконструированная на основе концептуального пространства фильмов на фоне общеязыковой структуры тех же концептов; 2) визуальная репрезентация концептов на фоне вербальной репрезентации в поликодовом тексте; 3) русский концепт ГЕНИЙ на фоне английского GENIUS. В результате установлено, что, несмотря на различия в исходной общеязыковой структуре концептов (так, концепт GENIUS включает большее количество сегментов, соответствующих сферам человеческой деятельности), механизмы трансформации концепта при его переходе в концептуальное пространство поликодового текста являются сходными. Ключевые слова: концепт, языковая картина мира, документальная драма, поликодовый текст, ки-нотекст, лингвокультурология Список литературы: Болгова С. М. Современная документальная драма как новое жанровое образование // Пушкинские чтения – 2014. Художественные стратегии классической и новой литературы: жанр, автор, текст: Материалы XIX Междунар. науч. конф. / Под общ. ред. проф. В. Н. Скворцова; ред. кол.: Т. В. Мальцева (отв. ред.), Н. К. Данилова, С. А. Петрова. СПб., 2014. С. 79–84. Казначеева Т. А. Концепт «GENIUS LOCI» в межкультурном аспекте // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Соци-альная работа. Ювенология. Социокинетика. 2007. Т. 13, № 3. С. 180–184. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Но-ринт, 2000. 1536 с. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат, 1973. 135 с. РАС – Русский ассоциативный словарь. URL: http://tesaurus.ru/dict/ (да-та обращения 10.05.2023). Сарина О. С. Метод исторической реконструкции в современных теле-визионных документальных драмах // Журналистский ежегодник. Томск, 2012. С. 123–124. Слышкин Г. Г., Ефремова М. А. Кинотекст (опыт лингвокультурологи-ческого анализа). М.: Водолей, 2004. 153 с. Стежко Н. Г. Возникновение и онтологические характеристики телеви-зионной документальной драмы // Изв. Национальной академии наук Бе-ларуси. Серия гуманитарных наук. Минск, 2018. Т. 63, № 4. С. 482–489. Стежко Н. Г. Образ Холокоста в телевизионной документальной дра-ме-трилогии «Хроника Минского гетто» // Вестник Санкт-Петербург. гос. ун-та. Серия: Искусствоведение. 2021. Т. 11, № 1. С. 56–68. DOI 10.21638/ spbu15.2021.104 Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М.: ЯСК, 1997. 825 с. Стернин И. А. Методика исследования структуры концепта // Методо-логические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж, 2001. С. 58–65. Цивьян Ю. Г. К метасемиотическому описанию повествования в кине-матографе // Труды по знаковым системам. Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1984. Вып. 17. С. 109–121. Longman Dictionary of Contemporary English. 6th ed. Pearson Education Publ., 2014. 2120 p. |
![]() |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |