Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Псоглавцы в современной русской литературе: между чудовищем и Христом

Авторы: Валерий Владимирович Мароши

Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия

Выпуск 1, 2024Страницы 316-336
УДК: 821.161.1; 81'22DOI: 10.25205/2307-1753-2024-1-316-336

Аннотация:

Статья посвящена амбивалентности символики псоглавцев в современной русской литературе в контексте семиотики фронтира. Анализируются произведения периода 2000–2010-х гг. М. Галиной, А. Иванова, В. Сорокина, М. Шишкина, М. Тихомирова и других авторов. Кинокефалы как персонажи значимы в современной русской фантастике в жанрах путешествия, хоррора, дистопии. Кинокефалы изначально связаны с ролью собаки как стража и богами, которые охраняли загробный мир. Они принадлежат к существам промежуточного типа между человеком и монстром, человеком и животным, демоническим и сакральным архетипами. Поэтому им часто сопутствуют персонажи-собаки, а их покровителем становится св. Христофор.

Ключевые слова: псоглавцы, монстр, св. Христофор, фронтир, фантастика, миксантропический, современная русская литература

Список литературы:

Белова О. В. Псоглавцы: от книжных памятников к фольклорному нар-ративу // In Umbra. Демонология как семиотическая система: Альманах / Рос. гос. гуманит. ун-т, Центр типологии и семиотики фольклора; [сост. и отв. ред. Д. И. Антонов, О. Б. Христофорова]. М.: РГГУ, 2012. С. 379–387.

Василевский А. Это хорошо. М.: Воймега, 2015. 114 с.

Вуд И. Кинокефалы: кто они? // Древнейшие государства Восточной Европы: 2003 год: Мнимые реальности в античных и средневековых текстах / Отв. ред. Т. Н. Джаксон. М.: Вост. лит., 2005. С. 13–35.

Галина М. Малая Глуша // Новый мир. 2008. № 12. URL:https:// magazines.gorky.media/novyi_mi/2008/12/malaya-glusha.html (дата обращения 13.02.2023).

Гань Бао. Записки о поисках духов (Соу шэнь цзи) / Пер. Л. Н. Мень-шикова. СПб., 1994. 375 с.

Горалик Л., Кузнецов С. Нет. М.: АСТ, 2018. 480 с.

Гувакова Е. В. Святой песьеголовец – аберрация, дань православной традиции или иконографический курьез?: Обзор икон св. мученика Хри-стофора в собрании фонда Древнерусской живописи // Забелинские науч-ные чтения – 2003. Исторический музей – энциклопедия отечественной истории и культуры: Труды ГИМ. М., 2004. Вып. 143. С. 48–63.

Залотуха В. А. Свечка: В 2 т. М.: Время, 2019. Т. 2. 1696 с.

Иванов А. Псоглавцы. M.: Альпина нон-фикшн, 2021. 336 с.

Липатова С. Н. Святой мученик Христофор Песьеглавец: Иконография и почитание. URL: http:// www.pravoslavie.ru/3304.html (дата обращения 13.01.2023).

Коцуй Э. Пугающие и… святые. Вера в псоглавцев в давней и современной традиции византийско-славянского пограничья // Уникальное и типичное в славянском фольклоре М.: РГГУ, 2019. С. 36–54.

Крусанов П. Бессмертник: Повесть, рассказы. СПб.: Амфора, 2001. 317 с.

Максимов Е. Н. Образ Христофора Кинокефала (опыт сравнительно-мифологического исследования) // Древний Восток. М.: Наука, 1975. Сб. 1. С. 76–89.

Найденова Д. В. Особенности почитания святого Христофора на Руси и иконография мученика в искусстве старообрядчества // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2017. № 7. С. 473–482.

Петрухин В. Я. Русь и песьеглавцы: мифологическое соседство и тождество // In Umbra. Демонология как семиотическая система: Альманах / Рос. гос. гуманит. ун-т, Центр типологии и семиотики фольклора; [сост. и отв. ред. Д. И. Антонов, О. Б. Христофорова]. М.: РГГУ, 2012. С. 367–379.

Плутарх. Исида и Осирис. Киев: Уцимм-пресс, 1996. 257 с.

Смирнов И. П. Психодиахронологика. М.: НЛО, 1994. 353 с.

Снегирева Э. А. Образ святого Христофора: предания и действительность // Проблемы формирования и изучения музейной коллекции государственного музея истории религии. Л.: ГМИР, 1990. С. 47–81.

Сорокин В. Теллурия М.: АСТ: Corpus, 2013. 448 c.

Тихомиров М. Национальная демография // Новогодний Дозор: Лучшая фантастика – 2014. М.: АСТ, 2014. С. 123–152.

Чернова С. К. Образ св. Христофора в русской иконописной традиции // Традиции в контексте русской культуры. Череповец: ЧГУ, 1999. Вып. 6. С. 167–172.

Шаров К. С. Создание пограничного культурного кода в иконографии святых Георгия и Христофора как особый тип металингвистической христианской проповеди // Вестник Том. гос. ун-та. История. 2020. № 63. С. 155–165.

Шишкин М. Письмовник // Знамя. 2010. № 7. URL: https://magazines. gorky.media/znamia/2010/7/pismovnik.html (дата обращения 13.02.2023).

Burke P. Frontiers of the Monstrous: Perceiving National Characters in Early Modern Europe // Laura Lunger Knoppers and Joan B. Landers (eds.). Mon-strous Bodies/Political Monstrosities in Early Modern Europe. Ithaca; New York: Cornell Uni. Press, 2004. P. 25–40.

Fraser L. Dogs, Gods, and Monsters: The Animal – Human Connection in Bakin’s Hakkenden, Folktales and Legends, and Two Contemporary Retellings // Japanese Studies. 2018. No. 38 (1). P. 103–123.

Friedman J. The Monstrous Races in Medieval Art and Thought. Cam-bridge, Mass: Harvard Uni. Press, 1981. 268 р.

Jokić Ј. Демонско биће псоглав у усменој и писаној усмености рећи // Жива реч / Ed. by M. Detelić and S. Samardžija. Balkanološki Institut SANU, 2011. P. 257–269.

Kocój E. European Representations of Others: Reflecting on the Us and Them: An Intricate // History of Otherness Exhibition and Book. Anthropos. 2013. Vol. 108, no. 1. P. 273–277.

Rehn D. Going to the Dogs: The Foreign and Religious Other in German Renaissance Prints // Otherness: Studies and Essays (Special Issue on Animal Alterity). 2016. No. 5 (2). P. 111–151.

Šešo L. Dog-headed Creatures as the Other: The Role of Monsters in the Construction of the Croatian Identity // [Sic]: Otherness. Year 11.06/2021. No. 2. DOI 10.15291/sic/2.11.lc

White D. Myths of the dog-man. Chicago: Uni. of Chicago Press, 1991. 334 p.

Wood I. Categorising the cynocephali // Ego Trouble. Authors and Their Identities in the Early Middle Ages. Wien: OAW, 2010. P. 125–136.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН