Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: О жанровом единстве баллад Жуковского: ролевые позиции vs мотивы

Авторы: Кирилл Владиславович Анисимов, Евгения Евгеньевна Анисимова

Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия

Выпуск 2, 2023Страницы 272-291
УДК: 82-144DOI: 10.25205/2307-1753-2023-2-272-291

Аннотация:

Исследуются структурные константы баллад В. А. Жуковского – создателя национального жанрового канона. В качестве типологического ядра выделено неизменное распределение ролевых амплуа, показано, как на этих структурных позициях могут «выступать» герои разных типов, в поэтике образов которых задействованы мотивы, варьирующиеся в границах широкого содержательного диапазона. В работе показано, что основой баллады Жуковского является диалогово-ролевой треугольник: сила универсального Миропорядка – связанный с этой силой подвижный герой, топографически и / или символически принадлежащий «иному миру» – герой, делающий роковой выбор.

Ключевые слова: В. А. Жуковский, баллада, жанр, мотив, ролевые позиции, функции действующих лиц

Список литературы:

Виницкий И. Дом толкователя. Поэтическая семантика и историческое воображение В. А. Жуковского. М.: НЛО, 2006. 328 с.

Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. 406 с.

Власенко Т. Л. Типология сюжетов русской романтической баллады // Проблемы типологии литературного процесса. Пермь: ПермГУ, 1982. С. 20–29.

Грибоедов А. С. О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады «Ленора» // Грибоедов А. С. Полн. собр. соч.: В 3 т. СПб.: Нотабене, 1999. Т. 2. С. 253–262.

Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М.: Худож. лит., 1965. 355 с.

Лотман Ю. М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия // Лотман Ю. М. О русской литературе. СПб.: Искусство-СПБ, 1997. С. 712–729.

Магомедова Д. М. Баллада // Теория литературных жанров. М.: Академия, 2011. С. 125–128.

Микешин А. М. О жанровой структуре русской баллады // Проблемы литературных жанров. Томск: Изд-во ТГУ, 1972. С. 154–156.

Немзер А. С. «Сии чудесные виденья…» Время и баллады В. А. Жуковского // Свой подвиг свершив... М.: Книга, 1987. С. 155–264.

Повесть о Дракуле / Исслед. и подгот. текстов Я. С. Лурье. М.; Л.: Наука, 1964. 211 с.

Пропп В. Я. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928. 152 с.

Серман И. З. К вопросу о смысловом единстве баллад В. А. Жуковского // Серман И. З. Свободные размышления: Воспоминания, статьи. М.: НЛО, 2013. С. 137–144.

Силантьев И. В. Поэтика мотива / Отв. ред. Е. К. Ромодановская. М.: ЯСК, 2004. 296 с.

Топоров В. Н. Μουσαι «Музы»: соображения об имени и предыстории образа (к оценке фракийского вклада) // Славянское и балканское языкознание. Античная балканистика и сравнительная грамматика. М.: Наука, 1977. Вып. 3. С. 28–86.

Трофимова Н. В. «Скуп и жесток был епископ Гаттон…» (баллада

В. А. Жуковского «Суд Божий над епископом» и история ее сюжета в древнерусской литературе) // Русская баллада. История и теория жанра. Сб. науч. ст. / Отв. ред. Н. С. Травников. М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2006. С. 122–138.

Янушкевич А. С. В мире Жуковского. М.: Наука, 2006. 524 с.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН