|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Образы языка в манифестах итальянского, русского и американского авангарда Авторы: О. В. Соколова ИНСТИТУТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ РАН, МОСКВА
Аннотация: Прослеживается трансформация жанра манифеста, выделяются черты авангардного манифеста как междискурсивного жанра, и анализируются образы языка в манифестах итальянского, русского и американского авангарда. Активная метаязыковая рефлексия, характерная для манифестов, позволяет выявить ряд контекстов, отличающих образы языка в авангарде от образов, сложившихся в классической литературе. Также выделяются основные стратегии деформации существующего и формирования нового языка, характерные для русского, итальянского и американского авангарда: «второе вавилонское смешение», «языковая автономия» и «прото-вавилонская интеграция». Ключевые слова: авангард, манифесты, метаязыковая рефлексия, функции языка, эстетика, прагматика Список литературы: Бобринская Е. А. Футуризм. М., 2000. Богомолов Н. А. «Дыр бул щыл» в контексте эпохи // Новое литературное обозрение. 2005. № 72. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/72/ bo8.html Гирин Ю. Н. О десемантизации авангардного текста // Искусствознание. 2015. № 1. Демьянков В. З. Семантические роли и образы языка // Язык о языке / Под ред. Н. Д. Арутюновой. М., 2000. С. 193–270. Демьянков В. З. Образы языка в контрастивном освещении // Критика и семиотика. 2014. № 2. С. 11–20. Крученых А. Кукиш прошлякам. М., 1992. Крученых А. Память теперь многое разворачивает: Из литературного наследия Крученых / Сост., послесл., публ. текстов и комментарии к ним Н. Гурьяновой. Oakland, 1999. С. 243–244. Крученых А. Стихотворения, поэмы, романы, опера. СПб., 2001. Манифесты и программы русских футуристов. München, 1967. Маркс К., Энгельс Ф. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1957. Т. 8. URL: http://www.1917.com/ Marxism/ Marx/18-Brumera/index.html Матюшин М. Футуризм в Петербурге. Футуристы. Первый журнал русских футуристов. М., 1914. Маяковский В. В. Капля дегтя (Речь, которая будет произнесена при первом удобном случае) // Маяковский В. В. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1955. Т. 1. С. 349–351. Силантьев И. В. Газета и роман: риторика дискурсных смешений. М., 2006. Соколова О. В. Концепции «вселенского» и «универсального» языка в русском и американском авангарде // Критика и семиотика. 2015. № 1. С. 268–283. Соколова О. В. Типология дискурсов активного воздействия: поэтический авангард, реклама и PR. М., 2014. Степанов Ю.С. Изменчивый «образ языка» в науке XX века; Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности // Язык и наука конца 20 века / Под ред. Ю. С. Степанова. М., 1995. Фещенко В. В., Коваль О. Сотворение знака. М., 2014. Хлебников В. Собр. произведений: В 5 т. Л., 1933. Т. 5. Хлебников В. Творения. М., 1986. Эко У. О литературе. М., 2016. Jolas E. Eugene Jolas: Critical Writings, 1924–1951. Evanston, 2009. Lyon J. Manifestoes: Provocations of the Modern. Ithaca, 1999. Marinetti F. T. et al. I Manifesti del futurismo. Firenze, 1914. Marinetti F. T. e Fillìa. La cucina futurista. Milano, 1932. Perloff M. The Futurist Moment: Avant-Garde, Avant Guerre, and the Language of Rupture, with a New Preface. University of Chicago Press, 1986. Puchner M. Poetry of the Revolution: Marx, Manifestos, and the Avant- Gardes. Princeton, 2006. Somigli L. Legitimizing the Artist: Manifesto Writing and European Modernism, 1885–1915. Toronto, 2003. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |