|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: К вопросу о нарративности текстовой задачи Авторы: Е. Е. Баринова НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Аннотация: Современная арифметическая текстовая задача – вид учебного задания по математике, сформулированного на естественном языке. Некоторые исследователи изучают текстовую задачу как «задачу-историю» (story problem) и описывают жанр с привлечением нарратологических и литературоведческих понятий. Рассматривая основные разновидности текстовых задач, мы попытаемся выяснить, насколько правомочно говорить о существовании «математических» персонажей и событий, мотивов и сюжетов; а также разграничить нарративные и анарративные типы текстов этого древнейшего учебно-педагогического жанра. Ключевые слова: текстовая задача, занимательная математика, числовой текст, математический нарратив, анарративность, загадка-задача, математический сюжет, математические мотивы Список литературы: Верещагин И. Сборник арифметических задач для средних учебных заведений мужских и женских. 21-е изд. С.Пб., 1908. Игнатьев И. Е. В царстве смекалки или арифметика для всех. Книга для семьи и школы: В 3 т. 4-е изд., пересмотр. СПб., 1914. Т. 3. Козлова Е. Г. Сказки и подсказки (задачи для математического кружка. 2-е изд., испр. и доп. М.: МЦНМО, 2004. 165 с. Кордемский Б. А. Математическая смекалка. 5-е изд., стереотип. М.: Гос. изд-во физ.-мат. лит., 1958. 576 с. Максимова Т. Н. Сборник текстовых задач по математике, 4 класс. М.: Вако, 2010. Маслинский К. Школьная математика: формулы советского дискурса // Неприкосновенный запас. 2007. № 3. URL: http://www.nlobooks.ru/sites/ default/files/old/nlobooks.ru/rus/nz-online/619/899/908/index.html (дата обращения 10.10.2013). Мигдал А. Б. Поиски истины (Заметки о научном творчестве). М.: Знание, 1978. 80 с. Перельман Я. И. Живая математика. М.: Наука, 1967. 160 с. Тоом А. Л. Как я учу решать текстовые задачи // Математика. 2004. № 46. URL: www.mccme.ru/edu/index.php?ikey=toom-02 (дата обращения 10.10.2013). Gerofsky S. Тhe Word Problems in Mathematical Education: Doctoral dissertation. Simon Fraser University, 1999. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |