Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Вербализация музыки как межсемиотический перевод

Авторы: Е. Е. Бразговская (Пермь)

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 20, 2014Страницы 30-47
УДК: 81.42DOI:

Аннотация: Статья посвящена проблемам семиотики музыки: музыка как семиотическая система (язык), вербализация музыки как её перевод. В качестве переводов музыки рассматриваются различные виды её литературно- художественных интерпретаций. На примере двух опытов вербального описания Вальса cis-moll Фредерика Шопена выявляются причины, в силу которых адекватность межсемиотического перевода носит исключительно вероятностный характер.

Ключевые слова: Межсемиотический перевод, семиотика музыки, семантика музыки, трансмутация знаков, вероятностная интерпретация

Список литературы:

Арановский М. Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления / Сост. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. С. 90-128.

Бенвенист Э. Семиология языка // Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. С. 69-89.

Бернстайн Л. Концерты для молодёжи. Л.: Сов. композитор, 1991.

Гинзбург Л. Я. О лирике. М.: Интрада, 1997.

Иванов Вяч. Вс. Границы семиотики: вопросы к предварительному обсуждению // Современная семиотика и гуманитарные науки. М.: Языки славянских культур, 2010. С. 31-51.

Лангер С. Философия в новом ключе. Исследование символики разума, ритуала и искусства. М.: Республика, 2000.

Лотман Ю. С. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2010.

Мандельштам О. Стихотворения. Переводы. Очерки. Статьи. Тбилиси: Мерани, 1990.

Махов А. Е. Musica literaria: идея словесной музыки в европейской поэтике. М.: Intrada, 2005.

Межелайтис Э. Собр. соч. М.: Худож. Лит., 1977. Т. 1: Стихотворения.

Скворцов М. Четырнадцать вальсов и одна жизнь. Ex Libris // Независимая газета. 2001. 25 мая.

Стендаль. Письма о прославленном композиторе Гайдне // Стендаль. Собр. соч.: В 15 т. М., 1959. Т. 8. С. 5-160.

Хаксли О. Контрапункт // Хаксли О. Избранное / Пер. с англ. И. Романовича. М.: Радуга, 2000.

Хитрик И. Лирический дневник Шопена. Книга для музыкантов и любителей музыки. М.; Париж; Нью-Йорк: Изд-во «Третья волна», 2001.

Хофштадтер Д. Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда. Самара: ИД «Бахрах-М», 2001.

Эко У. Сказать почти то же самое. Опыты о переводе / Пер. с итал. А. Коваля. СПб.: Symposium, 2006.

Barthes R. Elements of Semiology / Trans. A. Lavers, C. Smith. N. Y.: Hill and Wang, 1967.

Benveniste É. The Semiology of Language // Semiotics: An Introductory Reader / Ed. by R. E. Innis. L.: Hutchinson, 1986. Р. 228-246.

Сluver C. The Musikgedicht. Notes on an Ekphrastic Genre // Word and Music Studies Defining the Field: Proceedings of the First International Conference on Word and Music Studies at Graz. 1997. Vol. 352. Р. 187-203.

Iwaszkiewicz J. Sny. Ogrody. Sérénité . Warszawa: Czytelnik, 1974.

Iwaszkiewicz J. Chopin. Kraków: Polskie wydawnictwo muzyczne, 1976.

Iwaszkiewicz J. Wiersze. Warszawa: Czytelnik, 1977. T. 2.

Iwaszkiewicz J. Opowiadania muzyczne. Warszawa: Czytelnik, 1971. Iwaszkiewicz J. Muzyka wieczorem. Warszawa: Czytelnik, 1980.

Iwaszkiewicz J. Jan Sebastian Bach. Kraków: Polskie wydawnictwo muzyczne, 1985.

Iwaszkiewicz J. Spotkania z Szymanowskim. Krakow, PWM, 1986. Wyd. 4.

Iwaszkiewicz J. Podróże do Włoch. Warszawa: Państwowy Instytut Wydawniczy, 2008.

Iwaszkiewicz J. Dzienniki 1911–1955. T. I. Warszawa: Czytelnik, 2010.

Jakobson R. On linguist aspects of translation // The translation studies reader / Ed. by L. Venuti. L.; N. Y.: Routledge, 2000. Р. 113–118.

Lidov D. Is Language a Music? Writings on Musical Form and Signification. Bloomington: Indiana Univ. Press, 2005.

Minahan J. A. Word like a bell: John Keats, music and the romantic poet. Kent, OH: Kent State Univ. Press, 1992.

Neubauer J. The Emancipation of Music from Language: Departures from Mimesis in Eighteenth-Century Aesthetics. New Haven, CT: Yale UP, 1986.

Prieto E. Listening In: Music, Mind, and the Modernist Narrative. Lincoln, NE: Univ. of Nebraska Press, 2002.

Tarasti Е. Signs of Music: A Guide to Musical Semiotics. N. Y.: Mouton de Gruyter, 2002.

Tarasti Е. Existential Semiotics. Bloomington; Indianapolis: Indiana Univ. Press, 2001.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН