Журнал «Языки и фольклор коренных народов Сибири» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2312-6337
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84783 
«Языки и фольклор коренных народов Сибири» — главная
In English
Архив выпусков
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Порядок приема и публикации статей
Требования к оформлению материалов
Поиск по материалам:

Автор:

Название:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
Тел. 8(383)330-84-69 yaz_fol_sibiri@mail.ru

Статья

Название: Образ духа-хозяйки земли в эпосе олонхо. Часть 3: Путь эволюции

Авторы: М. Т. Сатанар

Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия

В рубрике Эпосоведение

Выпуск 49, 2024Страницы 82-91
УДК: 398.22 (=512.157)DOI: 10.25205/2312-6337-2024-1-82-91

Аннотация:

Статья посвящена исследованию эволюции образа духа-хозяйки земли, являющегося одним из архаических образов в якутском пантеоне божеств. Полифункциональность и многокомпонентность первоначального прообраза отражают синкретическое мировосприятие предков саха, характеризующееся наделением этого образа астральной, растительной, хтонической природой. В текстах эпоса олонхо линия эволюции образа сохраняется по схеме «наземный локус – подземный локус – наземный локус», связанной с развитием хозяйственно-экономического уклада жизни древних людей. В мифологическом образе прослеживается связь с почитанием дерева, огня, матери, тотемистически-промысловым и удаганским культами и культом предков. В образе прослеживаются черты многих этапов его формирования (магизма, фетишизма, хтонизма, зооморфизма, анимизма, антропоморфизма) с сохранением его исконно «природных» функций в сфере Земли.

Ключевые слова: дух-хозяйка земли, предыстория образа, эпос, модель мира олонхо, богатырь, мотив, символ, функция

Список литературы:

Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX – начале XX вв. Новосибирск, 1975. 199 с.

Алексеев Н. А. Этнография и фольклор народов Сибири. Новосибирск, 2008. 494 с.

Борисова А. А. Многоликое чудовище абаасы (на материале олонхо) // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. 2022. № 2. С. 162‒176.

Васильев В. Е. По следам идолов бах танара (к проблеме культа предков у якутов) // Историко-этносоциальные исследования: региональные проблемы. Новосибирск, 1998. С. 98‒103.

Васильев В. Е. Культ предков в свете погребального обряда древних тюрков (по мифам и преданиям народа саха) // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2018. № 1 (22). С. 49‒56.

Гоголев А. И. История Якутии: учебное пособие для вузов. Якутск, 2006. 239 с.

Данилова Н. К. Традиционное жилище народа саха: Пространство. Дом. Ритуал. Новосибирск, 2011. 122 с.

Жукова Л. Н. Культ небесного божества в наскальном искусстве Якутии // Айыы Тангара и кузнечный культ в тенгрианстве: сб. материалов I-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Якутск, 2019. С. 20‒25.

Захарова А. Е. Архаическая ритуально-обрядовая символика саха (по материалам олонхо). Новосибирск, 2004. 312 с.

Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. 620 с.

Малерб М. Религия человечества. Миф. Религия. Культура. М.; СПб., 1997. 600 с.

Попов А. А. Материалы по истории религии якутов бывшего Вилюйского округа // Сборник музея антропологии и этнографии. Т. XI. М.; Л., 1949. С. 255‒323.

Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2000. 336 с.

Решетникова А. А. Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте. Якутск, 2005. 408 с.

Сатанар М. Т. Генезис образа Сээркээн Сэсэна в эпосе олонхо // Проблемы исторической поэтики. 2022. Т. 20. № 3. С. 50‒86.

Сатанар М. Т. Образ духа-хозяйки земли в эпосе олонхо. Часть 2: Мифологические истоки // Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2023. № 4 (вып. 48). С. 116‒125.

Топоров В. Н. К реконструкции балто-славянского мифологического образа земли-матери * Zemḭa & * Mātē (* Mati) // Балто-славянские исследования. 1998‒1999. Т. XIV. С. 239‒371.

Топоров В. Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы. Т. 1. М., 2010. 448 с.

Уткин К. Д. Истоки якутского шаманизма. Якутск, 1994. 19 с.

Ушницкий В. В. Религиозные верования якутов: шаманизм, политеизм и монотеизм // Народы и религии Евразии. 2017. Т. 10. № 1‒2. С. 107‒114.

Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: В 2-х т. М., 2001. Т. 1. 528 с.

Худяков И. А. Краткое описание Верхоянского округа. Якутск, 2016. 448 с.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН