Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Журнал «Сюжетология и сюжетография» издается Институтом филологии СО РАН с периодичностью 4 раза в год.

Название журнала образовано по аналогии с распространенным в лингвистике терминологическим сочетанием «лексикология и лексикография».

В отечественной филологической науке сюжетология в ее методологически строгом виде берет начало в трудах А.Н. Веселовского, в первую очередь, в его «Поэтике сюжетов». Глубокий вклад в сюжетологию внесли В.Я. Пропп, В.Б. Шкловский, Б.В. Томашевский, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, Е.М. Мелетинский, Н.Д. Тамарченко и многие другие фольклористы и литературоведы. В зарубежной науке с сюжетологией во многих существенных аспектах соотносится литературоведческая нарратология.

На современном этапе направление сюжетологии получает свое развитие в структуралистских исследованиях, проводившихся в университете Даугавпилса. Почерпнутое в наследии русской формальной школы понятие сюжетной структуры, а также история литературных сюжетов, соотношение понятий «сюжет» и «жанр», «сюжет» и «традиция», «сюжет автора» и «сюжет героев», сюжетная многоплановость, эпизод и фабула – все это интересовало сюжетологов, работавших под эгидой литературоведческой школы Даугавпилса. Эта многолетняя работа нашла отражение в серийных изданиях «Вопросы сюжетосложения» (1969–1978), сборниках «Сюжетосложение в русской литературе» (1980) и «Сюжет и художественная система» (1983).

В целом сюжетология определяется как подход, направленный на изучение сюжета как способа повествования, его структуры и функций в системе фольклорного и литературного произведения. Предметом сюжетологии может выступать и внесобытийный сюжет как со- и противопоставление несобытийных и анарративных факторов художественного смыслообразования. Это описание, деталь, реплика, ремарка, а также собственно слово, звук и ритм, особенно в лирике, и наконец, невербальные смыслообразующие факторы – визуальный и аудиальный образ, предмет, ситуация как таковая. Таким образом, сюжетология, в отличие от нарратологии, выходит за пределы поля, заданного феноменом вербализованного события, и ее материалом становится, например, искусство абстрактной живописи или инсталляции.

Сюжетография (по аналогии с лексикографией) является прикладной производной от сюжетологии – это подход, направленный на фиксацию и систематизацию устойчивых единиц сюжетного повествования в фольклоре и литературе, в первую очередь мотивов и сюжетов. Потребность в таком относительно самостоятельном сегменте филологического знания была осознана в начале 2000-х годов в процессе работы над «Словарем сюжетов и мотивов русской литературы», осуществлявшейся коллективом литературоведов Института филологии СО РАН под руководством Е.К. Ромодановской и В.И. Тюпы. Впрочем, в фольклористике проблематика методологических оснований для указателя сюжетов (сказочных) имеет богатую предысторию, начиная с 1910-х годов, когда отечественная наука осваивала опыт «Указателя сказочных типов» Антти Аарне («Систематический перечень вариантов сказок…» А.М. Смирнова, «Указатель сказочных сюжетов…» Н.П. Андреева).

Особый интерес журнал также проявляет к эмпирике литературного процесса, когда сюжет проясняется в процессе воссоздания творческой истории и рецепции произведения.

В редакционную коллегию журнала входят выдающиеся ученые. До последних дней своей жизни в составе редколлегии был Б.Ф. Егоров, авторитетный исследователь и великий знаток русской словесности. Во главе журнала ныне стоит ведущий научный сотрудник сектора литературоведения Института филологии СО РАН, доктор филологических наук Е.В. Капинос.

За годы существования журнала в нем были опубликованы значимые работы авторитетный исследователей. Вышли специальные выпуски, посвященные 100-летнему юбилею пушкиниста Ю.Н. Чумакова, с именем которого связано кардинальное переосмысление понятия «лирический сюжет», и писателям-сибирякам и Сибири в русском литературном процессе ХХ века. Запомнились работы А.К. Жолковского о структуре детских рассказов Льва Толстого, Е.И. Погорельской о сюжете и генезисе рассказа Исаака Бабеля «Ди Грассо», Р.Д. Тименчика о сибирских отголосках поэзии Анны Ахматовой, И.А. Пильщикова и А.Б. Устинова об участии Виктора Шкловского в Московском лингвистическом кружке и создании «первой теории сюжетосложения» (доклад «Речи Дон Кихота»), работы В.В. Нехотина и А.В. Трушкиной об иркутской «Барке поэтов» и характерных для ее представителей сюжетах, об отражении сюжетов мифологии Кавказа в прозе Алексея Ремизова (Э.А. Саакян). Особое место занимают работы, посвященные сюжетам и судьбам незаслуженно забытых литераторов, включая раскрытие загадочных псевдонимов: Василия Красногорского (В.В. Нехотин), Чролли (псевдоним С.Ф. Тарасова; И.Е. Лощилов), Голубчика-Гостова (псевдоним Л.М. Гольдёнова; Л.Ю. Большухин и О.В. Замятина). В журнале встречаются комментированные публикации труднодоступных или неизданных прежде текстов (поэмы Алексея Ачаира «Казаки» и Юрия Сопова «Артюр Рембо», очерков Всеволода Иванова из сибирской газеты «Вперед» 1919 г.). Отдельную линию составляют работы, связанные с сюжетом в изобразительном искусстве: статьи О.В. Коваля и А.В. Шило о сюжете в живописи Ильи Репина, об обновлении сюжетики в графике Мстислава Добужинского берлинского периода и о русских литературных парафразах на темы живописи Тинторетто (А.Б. Устинов).

Таким образом, журнал «Сюжетология и сюжетография» отражает современное состояние изучения сюжета в литературоведении и других дисциплинах, во всем многообразии понимания этого термина и взаимодействии со смежными (фабула, эпизод, нарратив, биография писателя, мотив, жанр, и др.).

Журнал продолжает традиции периодической серии научных трудов «Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы», издававшейся в Институте филологии СО РАН с начала 1990-х годов.

Журнал издается с 2013 года; с 2023 года выходит 4 раза в год и публикует научные материалы по следующим направлениям:

  • актуальные проблемы теории сюжета;
  • теория сюжета и нарратология;
  • поэтика сюжета;
  • мотивный анализ эпического, лирического, драматургического произведения;
  • история сюжетов в фольклоре и художественной литературе;
  • заимствованные сюжеты в русской литературе;
  • сюжет и документальная литература;
  • сюжет и биография писателя;
  • проблемы описания и фиксации фольклорного и литературного сюжета.

Носители: журнал является электронным сетевым изданием с постоянным адресом (ISSN 2713–3133). Журнал зарегистрирован в Роскомнадзоре РФ (регистрационный номер: серия Эл № ФС77-84792 от 17 февраля 2023 г.).

Издатель: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8).

Журнал зарегистрирован и имеет страницу в базе данных РИНЦ.

Лицензия Creative Commons
Материалы публикуются в журнале под лицензией Creative Commons “Attribution” («Атрибуция») 4.0 Всемирная

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН