Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: К вопросу о танатологических началах в художественной литературе

Авторы: Красильников Р. Л.

В рубрике Сюжет и методы его описания

Выпуск 1, 2014Страницы 16-21
УДК: 82.0DOI:

Аннотация: Статья посвящена актуальной литературоведческой проблеме – изучению границ произведения, конкретнее – танатологических начал в художественной литературе. На материале творчества различных писателей, использовавших подобные зачины, рассматривается специфика этих компонентов текста и их типология, их функционирование – от создания так называемого «эффекта реальности» до порождения сюжетной интриги. Танатологические начала характеризуются как семантико-структурные элементы – с точки зрения фабулы и сюжета, композиции конфликта, границ мотива, нарушений темпорального порядка повествования, исторической поэтики, субъектной организации нарратива и т. д. В итоге ставится вопрос об участии этих текстовых элементов в процессах сюжетообразования и жанрообразования, о «преодолении» тенденции к завершению структуры, свойственной танатологическим мотивам, в художественных парадигмах Нового и Новейшего времени.

Ключевые слова: границы литературного произведения, начало литературного произведения, танатологические мотивы.

Список использованной литературы:

1. Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб.: Изд. дом «Азбука-классика», 2007. 352 с.

2. Шкловский В. Б. Энергия заблуждения: Книга о сюжете. М.: Сов. писатель, 1981. 352 с.

3. Лотман Ю. М. Смерть как проблема сюжета // Лотман Ю. М. и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. С. 417–430.

4. Красильников Р. Л. Танатологические концовки в рассказах Ф. Сологуба // Вестник РГУ им. И. Канта. 2010. № 8. С. 121–126.

5. Фарыно Е. Введение в литературоведение. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 639 с.

6. Сологуб Ф. Собр. соч.: В 8 т. М.: Интелвак, 2000–2004.

7. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 2003. 334 с.

8. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. 616 с.

9. Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. Т. 2. 469 с.

10. Шекспир В. Полн. собр. соч.: В 8 т. М.: Искусство, 1958. Т. 3. 566 с.

11. Андреев Л. Н. Собр. соч.: В 6 т. М.: Худож. лит., 1994. Т. 4. 637 с.

12. Щеглов Ю. К. К описанию структуры детективной новеллы // Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности: инварианты – тема – приемы – текст. М.: Прогресс, 1996. С. 95–113.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН