АРХИВНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ
Для цитирования: Шахов П.С. Архивные коллекции. Электронный ресурс «Мордовские фольклорно-этнографические традиции сибирского бытования». URL: https://www.philology.nsc.ru/resources/collect.php
Создание архивных коллекций по изучению мордовских фольклорных традиций в Сибири тесно связано с проведением полевых исследований переселенческого этноса, очаги которого начали формироваться на территории Сибири со второй половины XIX века и вплоть до последней трети XX века.
Первые письменные записи мордовского фольклора в Сибири связаны с собирательской деятельностью уроженца с. Старые Турдаки (ныне Кочкуровский р-н Республики Мордовия), партийного деятеля, этнографа, фольклориста Иллариона Сергеевича Поздяева (1902–1984), который, вдохновившись встречей, общением и поддержкой основателя мордовской фольклористики, профессора Казанского государственного университета Макара Евсевьевича Евсевьева, с 1921 года стал записывать мордовские фольклорные тексты, еще будучи студентом Коммунистического университета трудящихся Востока (г. Москва). И. С. Поздяев по долгу партийной работы, начиная с 1920-х гг., ездил по территории молодого советского государства, в том числе по Сибири. Как пишет И. С. Поздяев (Сибиряк), записи мордовского фольклора демонстрировались в различных партийно-советских органах для свидетельствования самобытной мордовской национальной культуры, они служили «доказательством в необходимости создания мордовской государственности-автономии в системе РСФСР»[1].
Судя по опубликованным данным, в 1924 году на территории Кемеровской области им были сделаны записи первых мордовских сибирских текстов. В таблице приведены области, районы, населенные пункты Сибири, годы записи и номера эрзя-мордовских текстов, опубликованных в 9 т. серии «Устно-поэтическое творчество мордовского народа» (1982 г.) – «Мордовские народные песни Заволжья и Сибири» [2]. Опубликованные поэтические тексты 55-ти мифологических, исторических и семейно-бытовых песен записаны И. С. Поздяевым в период с 1924 по 1960 гг. Поэтические тексты эрзя-мордовских песен, записанных И. С. Поздяевым (Сибиряком) на территории Сибири.
Больше половины песенных текстов (31) записаны И. С. Поздяевым в г. Норильске [3]. Его сибирская фольклорная коллекция формировалась на протяжении 36 лет в зависимости от различных служебных и жизненных обстоятельств.
О качественно новом этапе исследований фольклора локальных групп мордвы свидетельствует организованная Научно-исследовательским институтом языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Мордовской АССР (далее – НИИЯЛИЭ) в 1975 г. комплексная экспедиция по изучению языка, фольклора, материальной и духовной культуры мордвы Алтайского края. В состав экспедиции входили языковеды, этнограф и фольклорист: И.С. Бузаков (начальник), В.П. Тумайкин (зам. начальника), Э.Н. Таракина, Р.Н. Бузакова, Р.С. Ширманкина, В.С. Илюшкин [4].
В Алтайском крае было обследовано семь населенных пунктов Залесовского района, в пяти из них проживает мордва-эрзя (с. Борисово, с. Никольское, с. Кочегарка, с. Пыхтарь, с. Пещерка), а в двух совместно эрзя и мокша (с. Малый Калтай, с. Камышинка).
Как сказано в этнографическом отчете, написанном В.П. Тумайкиным, в работе экспедиции большое внимание обращалось на «традиционные приемы в земледелии, животноводстве, пчеловодстве, орудиям и способам охоты, рыболовства, местным и отхожим промыслам, поселениям и жилищам, одежде, пище и средствам передвижения, а также изучению семьи и семейных обрядов (свадебные обряды, связанные с рождением ребенка, похоронные и поминальные обряды). Собирался материал по народной медицине и праздникам, которые отмечала алтайская мордва» [5].
Особая ценность этнографического отчета В.П. Тумайкина заключается в иллюстрированном приложении, состоящем из 156 фотографий. Информация, приводимая на страницах отчета, и фотографии представляют различные историко-этнографические реалии и являются важным источником для исследования, в том числе фольклорных традиций Алтая. Например, изображения крыльца, печи, повязанного на женщине платка и пр. могут являться документальной иллюстрацией к поэтическим текстам многих обрядовых свадебных песен, посвященным каким-либо обрядовым действиям (продаже крыльца, знакомству невесты с печкой, смене девичей прически). В тексте отчета отдельно описаны свадебные, родильные и похоронные обряды, ввиду их «наиболее полной сохранности в быту и воспоминаниях» информантов (приводимые данные по большей части не имеют отсылок к конкретным населенным пунктам). Несмотря на общность отдельных обрядов, как пишет В.П. Тумайкин, на обследуемой территории, «бытовали и бытуют такие элементы, которые не нашли отражения в этнографической литературе» [6].
Фольклорист комплексной экспедиции 1975 г. Эльвира Николаевна Таракина сделала первые сибирские аудиозаписи мордовского фольклора. Кроме того, ею были списаны с фонограмм и написаны от руки в тетрадь большинство песен (кроме мокшанских) [7].
Этнографические, фольклорные и лингвистические материалы 1975 года, безусловно, представляют научную ценность для изучения мордовской материальной и духовной культуры в Сибири.
Лингвистические материалы, собранные в Залесовском районе Алтайского края, вошли в различные словари, например, диалектные слова, записанные в селах Борисово и Пыхтарь, представлены в эрзянско-русском словаре [8].
Первая музыкально-фольклорная коллекция, записанная Э.Н. Таракиной, фактически оказалась неопубликованной, за исключением фрагмента одного поэтического текста календарной песни с рефреном «Ося!» (с нотировкой Т.И. Одиноковой), представленном в томе «Детский фольклор» (т. 8) серии «Устно-поэтическое творчество мордовского народа» [9].
В целом, как сказано в отчете Э.Н. Таракиной, фольклорное собрание 1975 г. содержит 88 музыкальных текстов обрядовых (календарных и свадебных), лирических, лиро-эпических, круговых песен, частушек, детских игр, песенок и считалок на эрзя- и мокша-мордовских языках.
Фольклорный материал записан на четыре магнитные ленты-катушки. При сравнении описи оцифрованных фонограмм 1975 г. с письменными фольклорными текстами из отчета обнаружились некоторые «белые пятна». Например, на фонограммах отсутствуют аудиозаписи из с. Пещерка, однако, в письменном отчете пещерские тексты встречаются. Как пояснила Э.Н. Таракина, аудиозаписи в данном населенном пункте было невозможно сделать в связи с отсутствием электричества в день работы собирателей, поэтому тексты с. Пещерка зафиксированы только в письменном виде.
Особую ценность фольклорной коллекции 1975 г. имеют мокшанские аудиозаписи (не расшифрованы собирателем), представляющие собой «прекрасные варианты … известных песен» и «отдельные малораспространеные тексты» [10].
После комплексной экспедиции 1975 г. интерес мордовских ученых к сибирским анклавам мордовского фольклора только увеличился. Так, в 1983 г. сотрудник НИИЯЛИЭ Василий Борисович Русяйкин совершил музыкально-фольклорную экспедицию в села Кемеровской области (Чусовитино, Родниковая, Павловка Ленинск-Кузнецкого района; Заречное, Кочкуровка Беловского района; Новорождественка Прокопьевского района; Николаевка Чебулинского района), а в 1986 г. повторно исследовал села Залесовского района Алтайского края (Борисово, Никольское, Пещерка).
В коллекции, собранной В.Б. Русяйкиным представлено более 90 мордовских песен (свадебных, календарных, лирических, лиро-эпических, круговых) и плачей, а также более 50 русских и украинских песен, записанных от эрзя-мордовских информантов [11].
Как пишет собиратель, сибирские варианты некоторых песен выглядят «значительно полнее и содержательней», чем варианты, записанные на территории Мордовии. Особенно это характерно для традиционной свадебной обрядовой и необрядовой лирики [12].
Около 10 % материалов коллекции В.Б. Русяйкина опубликована в 2008 г. доктором искусствоведения М.А. Лобановым [13]. Часть материалов 1975-1986 гг. были использованы П.С. Шаховым в качестве источников при написании кандидатской диссертации (научный руководитель канд. искусствоведения Н. В. Леонова) [14].
Количество поэтических строк мордовских песен из сибирских коллекций 1975-1986 гг. разных песенных жанров составляет более 3000 строк (по письменным отчетам собирателей), что свидетельствует о высокой степени сохранности сибирских фольклорных традиций.
Первооткрыватели мордовского музыкального фольклора Сибири волею судеб не продолжили исследования в области сибирской фольклористики.
Почти 20 лет спустя и на протяжении 10 лет с 2007 по 2017 г. исследователи Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки и Института филологии СО РАН провели 14 экспедиций, направленных на сбор и изучение сибирско-мордовского фольклора (Перечень сибирских мордовских коллекций 2007-2017 гг.).
В XXI веке фольклорные традиции стремительно угасают, при этом возрастает уровень технической оснащенности экспедиционных групп (цифровые профессиональные аудио-рекордеры, HD фото- и видеокамеры). Это позволяет с особой тщательностью документировать элементы традиционной культуры и фиксировать помимо фольклорных источников также исторические, этнографические и социокультурные данные. Поэтому отличительной чертой фольклорных коллекций последнего 10-летия является их междисциплинарная направленность, что также проявляется в описи полевых материалов, представляющей собой поминутно маркированную разметку с указанием тематических маркеров, исходя из типа источника:
Большой объем записываемой информации требовал создания системы многоплановой описи, благодаря которой довольно быстро можно сделать выборку по требуемому аспекту.
Полевые исследования эрзянского и мокшанского фольклорно-этнографических комплексов Сибири последнего десятилетия продемонстрировали жанровое многообразие сибирских локальных традиций. К приуроченному фольклору относятся эрзянские и мокшанские свадебные, календарные и круговые песни, похоронные причитания на мордовских языках, а также христианские молитвы, исполняемые на русском языке. Неприуроченный пласт представлен, главным образом, лирическими и лиро-эпическими песнями, широко распространёнными в сибирских традициях обеих субэтнических групп мордвы. Повсеместно исполняются частушки на мордовских и русском языках. Жанры шуточных песен, сказочной прозы с музыкальными фрагментами и инструментальные наигрыши представлены единичными образцами. Многочисленные русские песни, записанные от сибирской мордвы, занимают в её фольклорном репертуаре весомое место.
Две архивные музыкально-этнографические коллекции, записанные в 2008 и 2011 гг. в Алтайском крае, легли в основу описания и создания трёх объектов нематериального культурного наследия народов России, размещенных на портале Культура.РФ при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации:
1) раздел «Обряды жизненного цикла» / «Свадебные» / «Свадебный обряд мордвы-эрзи Алтайского края»;
2) раздел «Обряды жизненного цикла» / «Свадебные» / «Свадебный обряд мордвы-мокши Алтайского края»;
3) раздел «Традиционные технологии» / «Изготовление ритуальных предметов» / «Технология изготовления свадебного креста свахи авакуды в мокша-мордовской свадьбе с. Малый Калтай Алтайского края».
Следует отметить, что современные полевые записи (2007-2017 гг.), содержащие наряду с фольклорно-музыкальными материалами значительный объём историко-культурных и этнографических характеристик песенного творчества сибирской мордвы, совместно с архивными материалами (1975-1986 гг.), записанными в тех же населенных пунктах, составляют полноценную источниковую базу, которая позволит представить целостную картину бытования сибирского фольклора мордвы, а также провести диахронические исследования динамики мордовских фольклорных традиций Сибири (см. Разновременные аудиозаписи мордовского фольклора Алтайского края и Кемеровской области). Музыкально-этнографические комплексы Красноярского края, Республики Хакасия, Томской и Новосибирской области фиксировались новосибирскими фольклористами впервые.
Примечания
[1] Сибиряк (Поздяев) И. О мордовских народных песнях. Песни эпические, о природе, исторические, о солдатчине, о социальном неравенстве, балладные, лиро-эпические, семейно-бытовые и шуточно-сатирические (фольклорные песни, записанные и собранные автором с 1921-1972 гг. в мордовских селениях Левобережья Поволжья, Сибири, Урала, Мордовии). Куйбышевская область, 1973. Рукопись. Научный архив НИИГН при Правительстве Республики Мордовия. Ед. хр. Л-899. Л. 9. Наверх
[2] Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. 9. Мордовские народные песни Заволжья и Сибири. Cост., коммент., указ. И. С. Сибиряка (Поздяева). Саранск: «Мордов. кн. изд.-во», 1982. 352 с. Наверх
[3] В 1937 г. И.С. Поздяев за критику книги Л.П. Берии «К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье» и его теории о двух партиях и двух вождях был арестован и приговорен к 10 годам заключения в исправительно-трудовых лагерях (Соловки, Норильск). См.: Илларион Сергеевич Сибиряк-Поздяев (26.10.1902 – 21.01.1984) // Электронный ресурс. Официальный сайт Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея имени И.Д. Воронина. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mrkm.ru/news/?id=408 (дата обращения 28.10.2018). Наверх
[4] Отчет об этнографических экспедициях сектора археологии и этнографии МНИИЯЛИЭ, проводимых в 1975 году научным сотрудником сектора Тумайкиным В. П. Рукопись. Научный архив НИИГН при Правительстве Республики Мордовия. Ед. хр. И-905. 40 л. 156 илл. Наверх
[5] Отчет об этнографических экспедициях сектора археологии и этнографии МНИИЯЛИЭ, проводимых в 1975 году научным сотрудником сектора Тумайкиным В. П. Рукопись. Научный архив НИИГН при Правительстве Республики Мордовия. Ед. хр. И-905. Л. 1-2. Наверх
[6] Отчет об этнографических экспедициях сектора археологии и этнографии МНИИЯЛИЭ, проводимых в 1975 году научным сотрудником сектора Тумайкиным В. П. Рукопись. Научный архив НИИГН при Правительстве Республики Мордовия. Ед. хр. И-905. Л. 22. Наверх
[7] Фольклорный материал, собранный летом 1975 года в селах Залесовского района Алтайского края в 1975 г. Записи Э.Н. Таракиной. Рукопись. Научный архив НИИГН при Правительстве Республики Мордовия. Ед. хр. Л-517. 65 л. Наверх
[8] Эрзянско-русский словарь: Ок. 27 000 слов / НИИ языка, литературы, истории и экономики при Правительстве Мордовской ССР; под ред. Серебренникова Б. А., Бузаковой Р. Н., Мосина М. В. – М.: Рус. яз., Дигора, 1993. 803 с. – ISBN 5-200-01585-5. Наверх
[9] Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. 8. Детский фольклор. Сост., подстроч. пер., предисл. и коммент. Э. Н. Татаркиной. Саранск: «Мордов. кн. изд.-во», 1978. С. 293, № 56. Наверх
[10] Фольклорный материал, собранный летом 1975 года в селах Залесовского района Алтайского края в 1975 г. Записи Э.Н. Таракиной. Рукопись. Научный архив НИИГН при Правительстве Республики Мордовия. Ед. хр. Л-517. Л. 61-62. Наверх
[11] Русяйкин В.Б. Фольклорный материал, собранный во время фольклорно-музыкальных экспедиций (1983-1986 гг.) в мордовские населенные пункты Сибири. В 2-х ч. Научный архив НИИГН при Правительстве Республики Мордовия. Ед. хр. Л – 836, Л – 837. Наверх
[12] Русяйкин В.Б. О песенном репертуаре мордовского населения Сибири // Фольклор в творчестве мордовских писателей и композиторов. Труды НИИЯЛИЭ. – Т. 86. – Сост. и отв. ред. Н.И. Бояркин. – Саранск: «Мордов. кн. изд.-во», 1986. – С. 72-80. Наверх
[13] Лобанов М.А. Традиционные напевы южносибирской мордвы (песни, причитания) // Финно-угорские музыкальные традиции в контексте межэтнических отношений. Сб. науч. тр. Саранск, 2008. С.343-393. Наверх
[14] Шахов П.С. Музыкально-фольклорные традиции мордвы Сибири (приуроченные жанры). Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. иск. Новосибирск, 2015. 27 с. Наверх