Полевой сезон сектора фольклора народов Сибири 2016 г.: экспедиции в Кыштовский, Маслянинский и Татарский районы Новосибирской области |
С 01.08.2016 по 25.10.2016 |
В июле – октябре 2016 г. при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации сотрудники сектора фольклора Татьяна Дайнеко и Екатерина Тирон провели фольклорно-этнографические экспедиции в три района Новосибирской области – Кыштовский, Маслянинский и Татарский. Цель экспедиций – собрать историко-этнографическую информацию о проживающих в указанных районах представителях белорусского этноса, а также записать сохранившиеся в их памяти образцы традиционного фольклора. Последние предполагается использовать при подготовке второй части белорусского тома академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока».
В Кыштовском районе маршрут был проложен через сёла Кыштовка (районный центр), Малая Скирла, Камышинка, Колбаса, Крутиха. Экспедиция прошла максимально результативно. Собрана ценная информация по народному календарю, записано несколько вариантов свадебного обряда; зафиксировано более 250 фольклорных единиц (аудио): лирические, календарные, свадебные, баллады, духовные стихи и другие жанры. Кроме того, участники экспедиции ознакомились с коллекциями Кыштовского краеведческого музея, Музея МБОУ Кыштовской средней общеобразовательной школы №1 (создатель и хранитель П.А. Савинова), Музея Дома культуры села Камышинка, обнаружив в них ценные экспонаты. Кыштовский – один из самых отдаленных от центра районов области, отличается хорошей сохранностью фольклорной песенной традиции.
В Маслянинском районе экспедиция посетила р.п. Маслянино, сёла Петропавловка и Прямское. Были записаны сведения о проведении календарных праздников (Святки, Пасха, Радуница, Троица, день Ивана Купалы). В Петропавловке зафиксированы подробные рассказы обо всех этапах свадебного обряда села, о традиционной одежде, в том числе об изготовлении свадебного венка, о гаданиях, приметах, записаны также заговоры. В репертуаре информантов (в числе которых участники фольклорных ансамблей «Петропавловские родники» и «Прямчаночка») преобладает жанр лирических песен. Записано также некоторое количество песен календарного цикла, солдатских, свадебных и пр. Проведена фотосъемка предметов домашнего интерьера, одежды, наличников домов.
По результатам экспедиции в Татарский район (маршрут включал районный центр – город Татарск, а также два села – Новомихайловка и Зубовка) приходится констатировать, что в Татарском районе в настоящий момент белорусскую фольклорную традицию можно считать практически полностью угасшей. Большинство её носителей умерли или разъехались; оставшиеся же либо ассимилировались, либо хранят немногие осколки детских и юношеских фольклорных впечатлений под спудом, не транслируя их во внешний мир. Гораздо более живучей и устойчивой к ассимиляции оказалась украинская фольклорная традиция. Представляется, что запись и изучение её в Татарском районе (например, в селе Зубовка) может дать хорошие результаты.