Зафиксирован восточнохантыйский вариант медвежьего праздника | 17.06.2024 |
Сотрудники Института филологии Сибирского отделения Российской академии наук – гл. науч. сотрудник, зав. сектором языков народов Сибири, д-р филол. наук, профессор Наталья Борисовна Кошкарева и мл. науч. сотрудник сектора фольклора народов Сибири Константин Андреевич Сагалаев – приняли участие в видео- и аудиофиксации медвежьего праздника восточных хантов.
Обряд прошел в Музейно-экологическом комплексе «Югра» с 6 по 9 июня 2024 г. в рамках фестиваля «Хатлые», организованного МАУ «Экоцентр» (г. Мегион, ХМАО). В отличие от аналогичного ритуала, проведенного и так же целиком зафиксированного сотрудниками ИФЛ СО РАН два года назад, и представлявшего собой синтез восточной и северной хантыйских локальных традиций (подробнее см: Сагалаев К. А., Солдатова Г. Е. Медвежий праздник восточных хантов на фестивале // Қӓтԓели. Этнографический альбом. Мегион; Ханты-Мансийск: Печатный мир, 2022. С. 76–82; Солдатова Г. Е. Тромаганский медвежий праздник: хантыйский обряд в записи 2022 года // Сибирский филологический журнал. 2023. No 3. С. 34–47), данный медвежий праздник был целиком исполнен представителями восточнохантыйской традиции.
Ведущим исполнителем, спевшим бо́льшую часть священных медвежьих песен и определившим весь ход проведения обряда, стал Данил Николаевич Покачев с реки Тромаган. Кроме него, в обряде принимали участие Семен Григорьевич Рынков с сыном Яковом (р. Тромаган), Андрей Николаевич Ачимов (р. Юган), Егор Романович Кельмин (р. Юган).
Были зафиксированы пробуждающие и усыпляющие медведя песни, священные мифологические песни; сценки, сказки и танцы, представляющие сферу профанного. Сняты на фото и видео изготовление счетной палочки, на которой отмечены основные эпизоды медвежьего праздника (66 в данном обряде).
Помимо собственно медвежьего праздника был проведен и частично зафиксирован на фото и видео обряд бескровного жертвоприношения 'поры', состоявшийся на священном месте на территории Музея-стойбища семьи Казамкиных. На запись произносимых сакральных текстов был наложен запрет. Кроме того, во время поездки были записаны новые фольклорные материалы по хантыйским сказкам от С.Г. Рынкова, Д.Н. Покачева и А.Н. Ачимова.
Ценность зафиксированного обряда заключается прежде всего в том, что удалось собрать в одном месте уникальных носителей восточнохантыйской фольклорной традиции, что обеспечило аутентичность полученного материала. В дальнейшем введенные в научный оборот новые видео- и аудиозаписи послужат ценным источником в изучении хантыйского фольклора и языка и, будут способствовать сохранению мифологических традиций и развитию богатого культурного наследия народа ханты.