РФФИ поддержал научно-исследовательский проект аспиранта Института филологии СО РАН «Коммуникативная стратегия драматургии абсурда» | 12.09.2019 |
Российский фонд фундаментальных исследований объявил результаты проведенного впервые Конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований, выполняемые молодыми учеными, обучающимися в аспирантуре («Аспиранты»). Задача данного конкурса – создание молодым ученым-аспирантам условий для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, содействие в трудоустройстве и закрепление молодых ученых в российских научных организациях.
Среди победителей конкурса – проект «Коммуникативная стратегия драматургии абсурда» (№ 19-312-90041), подготовленный П.Е. Жиличевым, обучающимся в аспирантуре Института филологии СО РАН по специальности «Теория литературы. Текстология» под научным руководством гл. научного сотрудника ИФЛ СО РАН, д-р филол. наук Ю.В. Шатина.
В последние десятилетия в европейской и отечественной литературе шел активный поиск новых экспериментальных форм в области драматургии. Данное культурное явление привлекало внимание критиков и литературоведов. Исследователи достигли значимых результатов как в описании поэтики отдельных произведений, так и в рассмотрении различных аспектов авторских стилей, способов сценического воплощения пьес. Однако на современном этапе изучения современной драмы необходимо создание обобщающих концепций. Исследование направлено на решение фундаментальной проблемы – формирование коммуникативного подхода в общей теории драмы. Актуальность проекта заключается в применении теории коммуникации к анализу драматургического произведения. Новизна состоит в выявлении и типологизации приемов, реализующих коммуникативную стратегию абсурда в английской и русской драматургии XX–XXI вв (произведения Г. Пинтера, Н. Симпсона, Т. Стоппарда, В. Сорокина, А. Вишневского, И. Вырыпаева, О. и В. Пресняковых, Д. Данилова). Значимость исследования обусловлена качественно новым подходом к построению модели анализа драматургического дискурса
Результатом исследования должно стать теоретическое описание коммуникативной стратегии абсурдистской драматургии в русской и английской литературе, создание типологии приемов, реализующих данную стратегию.
Предполагается, что коммуникативная стратегия абсурдистской драмы базируется на нескольких принципах взаимодействия креативной, референтной и рецептивной функции дискурса. 1. Авторская позиция в отсутстие фигуры нарратора выражается в деконструкция культурных кодов, пародировании литературных конвенций, проблематизации связей между знаком и референтом. 2. Объектом изображения являются расщепленное сознание героя, нестабильность миропорядка. 3. Игровая коммуникация с читателем основана на гибридизации нарративных и перформативных элементов высказывания. Реакция адресата программируется с помощью особых средств: недоговоренности, алогизма, парадоксальности суждений, несводимости информации к одной интерпретационной модели. 4. Метауровень коммуникативной структуры представлен комплексом приемов: речевая «угроза», сценическое пространство как локус соприсутствия внешнего и внутреннего мира, нарушение хронологии событий, перекодировка интертекстов и элементов европейской театральной традиции. Анализ данных принципов акратической коммуникации позволит охарактеризовать присущую драме абсурда коммуникативную стратегию провокации.
Итоги каждого этапа разработки проекта будут отражены в публикациях в рецензируемых журналах, включенных в отечественные и международные перечни и базы данных. Реализация проекта позволит подготовить диссертационное исследование и представить его в диссертационный совет. Достигнутые результаты могут быть применены в качестве алгоритма анализа драматургического дискурса, использованы при разработке учебных курсов по теории и истории зарубежной и отечественной драматургии.