14 февраля защищена кандидатская диссертация аспирантки сектора литературоведения ИФЛ СО РАН М.И. Крюковой «Экфрастический тезаурус в прозе А.С. Грина» | 18.02.2019 |
14 февраля 2019 в Диссертационном совете Д 212.285.15 Уральского федерального университета состоялась защита диссертации аспирантки сектора литературоведения ИФЛ СО РАН М.И. Крюковой «Экфрастический тезаурус в прозе А.С. Грина», представленной на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 0.01.01 - Русская литература. Научный руководитель: д.ф.н., ведущий научный сотрудник сектора литературоведения ИФЛ СО РАН Е.Ю. Куликова.
Официальные оппоненты: Анисимов Кирилл Владиславович, доктор филологических наук, доцент, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», (г. Красноярск), заведующий кафедрой журналистики и литературоведения; Зверева Татьяна Вячеславовна, доктор филологических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», (г. Ижевск), профессор кафедры истории русской литературы и теории литературы.
Научная новизна исследования определяется следующими его аспектами:
1. Впервые предпринято системное исследование экфрасисного тезауруса в прозе А.С. Грина;
2. Впервые осуществлено комплексное аналитическое описание визуальной образности в романах и рассказах А.С. Грина;
3. Обозначены интертекстуальные связи произведений А.С. Грина с прозой и поэзией писателей XIX и XX вв. в аспекте экфрасиса;
4. Понятие «экфрасис» в творчестве А.С. Грина рассматривается в контексте исследования проблем интермедиальности, синтеза искусств и синкретических медиасистем.
Положения, выносимые на защиту:
1. Анализ экфрасисного тезауруса в прозе А.С. Грина показывает, что ключевым для творчества писателя является «динамический» экфрасис как метафора ожившего изображения, организующая в тексте оппозиции живого/мертвого, статического/динамического, мгновенного/вечного.
2. Метафора ожившего изображения определяет развитие мотивики и сюжетики во многих произведениях А.С. Грина (в творчестве писателя выделено более 30 экфрасисов такого типа), сюжетная динамика обеспечивается переходом границы между пространством «искусства» (картины) и «жизни» (все, что оставлено за рамками картины).
3. На основе анализа экфрасисного тезауруса в прозе А.С. Грина доказано, что экфрасис играет важнейшую роль в художественном мире писателя и широко распространен в его произведениях, что свидетельствует о приверженности писателя к интермедиальной парадигме культуры ХХ в.
4. Проза А.С. Грина развивалась в тесном взаимодействии с русской и зарубежной классикой и беллетристикой, в которой в той или иной мере представлен экфрастический тезаурус; влияние на творчество писателя оказали экфрасисы А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Г. Флобера, Э. По, А.И. Куприна.
5. Для А.С. Грина важны не только сюжетно-тематические заимствования и переклички, но и многообразие форм включения экфрасиса в текст произведения: экфрасисы возникают в сознании героев (картины-сны, картины-мечты, картины-видения), вставляются в произведение как отдельные, независимые сюжетные эпизоды, проявляется игра с рамками описанных в тексте изображений. Анализ экфрастического тезауруса позволяет проследить неоромантические черты поэтики А.С. Грина.
http://lib.urfu.ru/mod/data/view.php?d=51&rid=286823