|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: Сюжетная ситуация гувернантка в состоятельной семье в русской классической литературе Авторы: Пономарева А. А. В рубрике Литературная жизнь сюжета
Аннотация: Рассматриваются типологические свойства сюжетной ситуации гувернантка в состоятельной семье, вошедшей в сюжетный репертуар русской классической литературы в 1830-е гг. и ставшей часто возобновляемой на протяжении второй половины XIX в. Инвариант данной сюжетной ситуации таков: молодая девушка определяется гувернанткой в дворянскую / иную состоятельную семью. Члены семьи относятся к ней благосклонно. Однако со временем обостряется зависимость героини от семьи, в которой она живет, что и составляет причину конфликта. Разрешение сюжетной коллизии различно: гувернантка добровольно покидает дом / ей отказывают от места / героиня остается в доме. В статье представлено три варианта данной сюжетной ситуации, выявленные путем анализа беллетристических и классических произведений XIX в. Эти варианты отличаются друг от друга характером центральной коллизии, составом действующих лиц, но семантический потенциал инварианта неизменно сохраняется. Общая семантика сюжетной ситуации на протяжении всего XIX в. восходит к социальной проблематике. В целом можно говорить о том, что, несмотря на частотность, сюжетная ситуация гувернантка в состоятельной семье занимает периферийное место в сюжетном репертуаре русской классической литературы. В плане конфликта, центральной коллизии, характерологии данная сюжетная ситуация сближается с более частотными сюжетными ситуациями: невинно гонимая сирота, воспитанница в состоятельной семье и учитель на кондиции. Ключевые слова: сюжетная ситуация, сюжетный репертуар xix века, русская классическая литература, вариант и инвариант сюжетной схемы, структура и семантика сюжета. Список использованной литературы: 1. Печерская Т. И., Никанорова Е. К. Сюжеты и мотивы русской классической литературы: Учеб. пособие. Новосибирск, 2010. 2. Писемский А. Ф. Полн. собр. соч.: В 24 т. М.; СПб., 1896. Т. 14. 3. Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 8 т. М., 2006. Т. 4. 4. Салтыков-Щедрин М. Е. Полн. собр. соч.: В 12 т. СПб., 1895. Т. 5. 5. Печерская Т. И., Пономарева А. А. Учитель на кондиции в сюжетном репертуаре русской классической литературы // Сибирский филологический журнал. 2013. № 2. 6. Толстой Л. Н. Война и мир: В 2 т. М., 2009. Т. 1. 7. Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч. М., 1974–1983. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |