![]() |
|
||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
![]() | |
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
![]() |
|
СтатьяНазвание: Гистория о девице Ляцыоне как русская беллетристическая повесть времен правления Елизаветы Петровны. Часть 1: Черты придворного быта Авторы: Любовь Александровна Курышева В рубрике Сюжет, мотив, жанр в литературе и фольклоре
Аннотация: Рукописная повесть «Гистория о девице Ляцыоне» известна в единственном списке, относящемся к 1750–1760-м гг. В первой части статьи рассмотрены вопрос датировки повести и значение такого элемента повествования, как видение. Культурно-исторические и бытовые детали позволяют отнести возникновение самого беллетристического произведения ко времени правления Елизаветы Петровны. Более того, эстетические ориентиры – описание одежды и украшений, оформление торжественной процессии, упоминание о специализации музыкантов – указывают на придворный быт и моду. В качестве иллюстрирующих параллелей привлечены мемуары секретаря французского посольства Ж.-Л. Фавье, шевалье д’Эона, ювелира И. Позье, академика и первого историографа русской художественной культуры Я. Штелина, а также описание коронационных торжеств в Москве в 1742 г. и др. документальные свидетельства. Главное место в повествовании занимает описание видения, которое вызывает своим искусством Ляцыона для развлечения гостей. Описано, как из раскрывшихся небес в комнату спускается Венера, сопровождаемая купидонами и Меркурием, в руках она держит скипетр и клубок золотых нитей. Она соединяет влюбленных – Ляцыону и Лудвика, повелев купидонам стрелять в их сердца. Благодаря библейским аллюзиям и высокой концентрации церковно-славянской лексики фрагмент с явлением Венеры получает значение эпизода с высоким семиотическим статусом. Присутствие в образе Венеры атрибутов других женских персонажей – императрицы и Ариадны – приводят нас к версии о том, что под маской Венеры в Гистории выведена сама Елизавета Петровна. Как ранее было показано исследователями, Венера и Ариадна находились в числе излюбленных мифологических персонажей, которые обыкновенно представляли императрицу в придворных празднествах, театральных постановках и декоративно-монументальной живописи. Клубок золотых нитей символизирует помощь, которую подает влюбленным богиня. Высказано предположение о том, что в середине XVIII в. в ходу было употребление образов клубка золотых нитей и лабиринта в качестве метафоры помощи или выхода из затруднительного положения, на смену которым в конце XVIII в. пришли выражения «Ариаднин клубок» и «Ариаднина нить». Ключевые слова: русская литература XVIII в., рукописная беллетристика, Гистория о девице Ляцыоне, экфрасис, Елизавета Петровна, Дж. Тьеполо, М. И. Воронцов, Е. Р. Дашкова, М. В. Ломоносов Список использованной литературы: Агеева О. Г. Дипломатический церемониал императорской России. XVIII век. М.: Новый хронограф, 2013. 928 с. Алексеева Н. Ю. Русская ода: Развитие одической формы в XVII–XVIII веках. СПб.: Наука, 2005. 369 с. Белогорская Р. М., Ефимова Л. В. Одежда // Очерки русской культуры XVIII века. М.: МГУ, 1985. Ч. 1. С. 343–368. Берков П. Н. О так называемых «петровских повестях» // ТОДРЛ. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1949. Т. 7. С. 419–427. Дедова Е. Б. Аллегорические образы в искусстве фейерверков и иллюминаций в России середины XVIII века: К проблеме панегирического направления в художественной культуре Елизаветинского времени: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2011. 30 с. Епишкин Н. И. Исторический словарь галлицизмов русского языка. М.: ЭСТ, 2010. 5140 с. Зелов Д. Д. Официальные светские праздники как явление русской культуры конца XVII – первой половины XVIII века (история триумфов и фейерверков от Петра Великого до его дочери Елизаветы). М.: Едиториал УРСС, 2002. 304 с. Зиновьева Е. И. Концепт «ведания» в обиходном языке Московской Руси XVI–XVII вв. // Вестник СПбГУ. Серия 9: Филология. Востоковедение. 2008. Вып. 1. С. 52–53. Келдыш Ю. В. Пути развития русской музыки в послепетровскую пору (30–60-е гг.) // История русской музыки. М., 1984. Т. 2: XVIII век. Ч. 1. C. 65–90. Курышева Л. А. Гистория о девице Ляцыоне: сюжетно-мотивный состав повести в контексте русской беллетристики XVII–XVIII веков // Сюжетология и сю-жетография. 2024. № 3. С. 27–45. DOI 10.25205/2713-3133-2024-3-27-51 Лаптева Л. Е. Судебные преобразования в Российской империи середины XVIII в. как предпосылка создания правовых основ деятельности государственных учреждений // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2016. № 3. C. 57–75. Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь / Отв. ред. А. Л. Порфирьева. СПб.: Издательство «Композитор – Санкт-Петербург», 2004. Т. 1: XVIII век. Кн. 7: Музыкальные инструменты в газетах «Санктпетербургские ведомости» и «Sankt-Petersburgische Zeitung» 1728–1780. 320 с. Наймарк Е. А. Фейерверки в официальных торжествах России первой половины XVIII века: Автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб., 2010. 26 с. СОРЯ – Словарь обиходного русского языка Московской Руси XVI–XVII вв. СПб.: Наука, 2006. Вып. 2. 340 с. СлРЯ – Словарь русского языка XVIII в. Л.: Наука, 1984, Вып. 1. 224 с. Соколова Я. С. Некоторые замечания о живописном плафоне Бартоломео Тарсиа из Танцевального зала Большого Петергофского дворца // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2022. Т. 12, вып. 4. С. 628–646. Старикова Л. М. Театрально-зрелищная жизнь российских столиц в эпоху Анны Иоанновны // Вопросы театра. 2017. № 3–4. С. 117–221. |
![]() |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |