Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Гистория о девице Ляцыоне как русская беллетристическая повесть времен правления Елизаветы Петровны. Часть 1: Черты придворного быта

Авторы: Любовь Александровна Курышева

В рубрике Сюжет, мотив, жанр в литературе и фольклоре

Выпуск 3, 2025Страницы 39-54
УДК: 821.161.1, 82-31, 82-32, 930.85, 75.045, 75.046, 75.052DOI: 10.25205/2713-3133-2025-3-39-54

Аннотация:

Рукописная повесть «Гистория о девице Ляцыоне» известна в единственном списке, относящемся к 1750–1760-м гг. В первой части статьи рассмотрены вопрос датировки повести и значение такого элемента повествования, как видение.

Культурно-исторические и бытовые детали позволяют отнести возникновение самого беллетристического произведения ко времени правления Елизаветы Петровны. Более того, эстетические ориентиры – описание одежды и украшений, оформление торжественной процессии, упоминание о специализации музыкантов – указывают на придворный быт и моду. В качестве иллюстрирующих параллелей привлечены мемуары секретаря французского посольства Ж.-Л. Фавье, шевалье д’Эона, ювелира И. Позье, академика и первого историографа русской художественной культуры Я. Штелина, а также описание коронационных торжеств в Москве в 1742 г. и др. документальные свидетельства.

Главное место в повествовании занимает описание видения, которое вызывает своим искусством Ляцыона для развлечения гостей. Описано, как из раскрывшихся небес в комнату спускается Венера, сопровождаемая купидонами и Меркурием, в руках она держит скипетр и клубок золотых нитей. Она соединяет влюбленных – Ляцыону и Лудвика, повелев купидонам стрелять в их сердца. Благодаря библейским аллюзиям и высокой концентрации церковно-славянской лексики фрагмент с явлением Венеры получает значение эпизода с высоким семиотическим статусом. Присутствие в образе Венеры атрибутов других женских персонажей – императрицы и Ариадны – приводят нас к версии о том, что под маской Венеры в Гистории выведена сама Елизавета Петровна. Как ранее было показано исследователями, Венера и Ариадна находились в числе излюбленных мифологических персонажей, которые обыкновенно представляли императрицу в придворных празднествах, театральных постановках и декоративно-монументальной живописи. Клубок золотых нитей символизирует помощь, которую подает влюбленным богиня. Высказано предположение о том, что в середине XVIII в. в ходу было употребление образов клубка золотых нитей и лабиринта в качестве метафоры помощи или выхода из затруднительного положения, на смену которым в конце XVIII в. пришли выражения «Ариаднин клубок» и «Ариаднина нить».

Ключевые слова: русская литература XVIII в., рукописная беллетристика, Гистория о девице Ляцыоне, экфрасис, Елизавета Петровна, Дж. Тьеполо, М. И. Воронцов, Е. Р. Дашкова, М. В. Ломоносов

Список использованной литературы:

Агеева О. Г. Дипломатический церемониал императорской России. XVIII век. М.: Новый хронограф, 2013. 928 с.

Алексеева Н. Ю. Русская ода: Развитие одической формы в XVII–XVIII веках. СПб.: Наука, 2005. 369 с.

Белогорская Р. М., Ефимова Л. В. Одежда // Очерки русской культуры XVIII века. М.: МГУ, 1985. Ч. 1. С. 343–368.

Берков П. Н. О так называемых «петровских повестях» // ТОДРЛ. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1949. Т. 7. С. 419–427.

Дедова Е. Б. Аллегорические образы в искусстве фейерверков и иллюминаций в России середины XVIII века: К проблеме панегирического направления в художественной культуре Елизаветинского времени: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2011. 30 с.

Епишкин Н. И. Исторический словарь галлицизмов русского языка. М.: ЭСТ, 2010. 5140 с.

Зелов Д. Д. Официальные светские праздники как явление русской культуры конца XVII – первой половины XVIII века (история триумфов и фейерверков от Петра Великого до его дочери Елизаветы). М.: Едиториал УРСС, 2002. 304 с.

Зиновьева Е. И. Концепт «ведания» в обиходном языке Московской Руси XVI–XVII вв. // Вестник СПбГУ. Серия 9: Филология. Востоковедение. 2008. Вып. 1. С. 52–53.

Келдыш Ю. В. Пути развития русской музыки в послепетровскую пору (30–60-е гг.) // История русской музыки. М., 1984. Т. 2: XVIII век. Ч. 1. C. 65–90.

Курышева Л. А. Гистория о девице Ляцыоне: сюжетно-мотивный состав повести в контексте русской беллетристики XVII–XVIII веков // Сюжетология и сю-жетография. 2024. № 3. С. 27–45. DOI 10.25205/2713-3133-2024-3-27-51

Лаптева Л. Е. Судебные преобразования в Российской империи середины XVIII в. как предпосылка создания правовых основ деятельности государственных учреждений // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2016. № 3. C. 57–75.

Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь / Отв. ред. А. Л. Порфирьева. СПб.: Издательство «Композитор – Санкт-Петербург», 2004. Т. 1: XVIII век. Кн. 7: Музыкальные инструменты в газетах «Санктпетербургские ведомости» и «Sankt-Petersburgische Zeitung» 1728–1780. 320 с.

Наймарк Е. А. Фейерверки в официальных торжествах России первой половины XVIII века: Автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб., 2010. 26 с.

СОРЯ – Словарь обиходного русского языка Московской Руси XVI–XVII вв. СПб.: Наука, 2006. Вып. 2. 340 с.

СлРЯ – Словарь русского языка XVIII в. Л.: Наука, 1984, Вып. 1. 224 с.

Соколова Я. С. Некоторые замечания о живописном плафоне Бартоломео Тарсиа из Танцевального зала Большого Петергофского дворца // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2022. Т. 12, вып. 4. С. 628–646.

Старикова Л. М. Театрально-зрелищная жизнь российских столиц в эпоху Анны Иоанновны // Вопросы театра. 2017. № 3–4. С. 117–221.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН