![]() |
|
||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
![]() | |
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
![]() |
|
СтатьяНазвание: Сюжет о Параше Лупаловой в русской беллетристике XIX века Авторы: Надежда Николаевна Пуряева В рубрике Сюжет, мотив, жанр в литературе и фольклоре
Аннотация: За сто с небольшим лет (с начала XIX до начала XX в.) история Параши Лупаловой получила не менее пятнадцати художественных воплощений в разных видах искусства. Наша гипотеза заключается в том, что на основе реальной истории Параши Лупаловой сформировался устойчивый «парашин сюжет», который воспроизводился в русской беллетристике XIX – начала XX в. Первыми к сюжету обратились французские авторы – Софи Коттен в романе «Елизавета, или Сосланные в Сибирь» (1806) и Ксавье де Местр в повести «Молодая Сибирячка» (1825). Развитие «отечественной» ветви «парашиного сюжета» началось заметно позже, с пьесы Н. А. Полевого «Параша Сибирячка» (1840). Примерно в 1870–1890-е гг. появилось по крайней мере четыре анонимных лубочных повести о Параше Лупаловой. Дальнейшее развитие «парашин сюжет» получил в повестях Е. А. Салиаса «Ваня» (1896) и Л. А. Чарской «Сибирочка» (1910). Радикальные изменения общественно-политических реалий, произошедшие в России в первой четверти XX в., видимо, деактуализировали «парашин сюжет»: в 1930-е гг. ему на смену пришли истории о героях нового времени. Несмотря на то что источником «парашиного сюжета» является исторический факт, сам сюжет быстро мифологизируется. Переходя из произведения в произведение, он легко принимает в себя черты разных литературных жанров: сказки, жития, повести, романа. На уровне архетипов «парашин сюжет» предлагает новую ролевую модель активно действующей героини и дополняет ряд популярных ролевых сюжетов (героиня-правительница, героиня-воительница). Ключевые слова: Параша Лупалова, парашин сюжет, де Местр, Н. А. Полевой, Е. А. Салиас, «Ваня», Маряша-Сибирячка, Л. А. Чарская, «Сибирочка» Список использованной литературы: Назиров Р. Г. Традиции Пушкина и Гоголя в русской прозе. Сравнительная история фабул: Автореф. дис. на … д-ра филол. наук. Екатеринбург, 1995. 46 с. Пуряева Н. Н. Анонимные повести о Параше Сибирячке: к вопросу о сюжетном коде // Вестник Том. гос. пед. ун-та. 2022а. № 4 (222). С. 147–154. Пуряева Н. Н. Об одном источнике сюжета повести Л. А. Чарской «Сибирочка» // Изв. УрФУ. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2022б. Т. 28, № 1. С. 99–106. Пуряева Н. Н. Ремейк сюжета о Параше Лупаловой в повести Е. А. Салиаса «Ваня» // Изв. Урал. гос. ун-та. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2023. Т. 29, № 3. С. 36–41. Пуряева Н. Н. История Параши Лупаловой в произведениях первой половины XIX в.: формирование устойчивого сюжета // Отечественная филология. 2024. № 1. С. 114–124. Тахо-Годи М. А. «Капитанская дочка» Пушкина и «Молодая сибирячка» Ксавье де Местра. URL: http://www.darial-online.ru/2004_4/taho-god.shtml (дата обращения 08.04.2021). Федорова А. В. Капитанская дочка Прасковья Лупалова // Портретная галерея повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Четвертые научные Пушкинские чтения. Оренбург: Оренбургский государственный аграрный университет, Научно-исследовательский центр истории и культуры народов Южного Урала, Историко-литературный музей «Капитанская дочка», 2013. С. 75–81. Федотов А. С. От зрителя к зрителям: формы капитализации труда драматурга в первой половине XIX века (на примере пьес А. Коцебу «Лейб-кучер Петра III» и Н. А. Полевого «Параша Сибирячка») // Slověne = Словѣне. International Journal of Slavic Studies. 2019. Т. 8, № 2. С. 25–45. |
![]() |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |