![]() |
|
||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
![]() | |
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
![]() |
|
СтатьяНазвание: Белый цвет в кино и сценарной поэтике Андрея Тарковского («Андрей Рублев» и «Зеркало») Авторы: Наталья Александровна Муратова, Дарья Алексеевна Бушуева В рубрике Сюжет, мотив, жанр
Аннотация: Рассматривается значение белого цвета в кино и сценарной поэтике Андрея Тарковского («Андрей Рублев» и «Зеркало»), актуализируются параллели семантики белого в экранном целом с изобразительными и текстовыми решениями, в том числе с лирикой Арсения Тарковского. Выявлена роль белого в организации метауровня картин и сценариев, сформулированы точки соприкосновения между репрезентациями цвета в живописи, христианской культуре и режиссерской оптике Тарковского. Белый представлен как значимый маркер творческого процесса, вводящий в кино и сценарную поэтику картин установку на концептуализацию, выступает существенным для кинематографического целого маркером света в техническом и семиотическом аспектах. Ключевые слова: кинематограф, киносценарий, Андрей Тарковский, металепсис, интермедиальность Список использованной литературы: Григорьева Е. Г. Очерки по теории и прагматике регулярных механизмов культуры. М.: Водолей, 2005. 232 с. Зусева-Озкан В. Б. Металепсис // Тезаурус исторической нарратологии (на материале русской литературы): экспериментальный словарь / Под ред. В. И. Тюпы. М.: Эдитус, 2022. С. 261–267. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М.: Московское литературное содружество, 1967. 160 с. Кончаловский А. С. Низкие истины. Семь лет спустя. М.: Эксмо, 2006. 544 с. Кончаловский А. Тарковский А. Андрей Рублев: [Сценарий]. Часть первая // Искусство кино. 1964. № 4. С. 139–200. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве / Пер. с ит. А. А. Губера, В. П. Зубова. СПб.: Азбука, 2022. 224 с. Малевич К. С. Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой. М.: АСТ, 2023. 394 с. Мартьянова И. А. Композиционно-синтаксическая организация текста кино-сценария: Дис. … д-ра филол. наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1994. 576 с. Мартьянова И. А. Присутствие возможного мира кинотекста в современном сценарии // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2022. № 3. С. 546–559. Муратова Н. А., Жиличева Г. А. Дискурсивные практики культуры. Литература и кино в аспектах теоретической и исторической поэтики: Учебник. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. 182 с. Плугин В. А. Андрей Рублев. «Воскрешение Лазаря» // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. М.: Наука, 1973. С. 300–309. Резниченко Н. «От земли до высокой звезды»: мифопоэтика Арсения Тарковского. Нежин; Киев: Изд. Н. М. Лысенко, 2014. 272 с. Салынский Д. А. Киногерменевтика Тарковского. 3-е изд., доп. М.: Алетейя, 2024. 641 с. Тарковский А. А. Земле – земное: Вторая книга стихов. М.: Сов. писатель, 1966. 176 с. Тарковский А. А. Беседа о цвете // Киноведческие записки. 1988. № 1. С. 147–154. Тарковский А. А. Запечатленное время. [Б. м.; ]: Международный Институт Андрея Тарковского, 2024. 286 с. Тарковский А. А., Мишарин А. Н. Зеркало // Киносценарии. 1994. № 6. С. 2–66. Dalle Vacche A. Cinema and painting: how art is used in film. Austin: Uni. of Texas Press, 1996. 304 p. |
![]() |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |