Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Белый цвет в кино и сценарной поэтике Андрея Тарковского («Андрей Рублев» и «Зеркало»)

Авторы: Наталья Александровна Муратова, Дарья Алексеевна Бушуева

В рубрике Сюжет, мотив, жанр

Выпуск 2, 2025Страницы 71-83
УДК: 82-2DOI: 10.25205/2713-3133-2025-2-71-83

Аннотация:

Рассматривается значение белого цвета в кино и сценарной поэтике Андрея Тарковского («Андрей Рублев» и «Зеркало»), актуализируются параллели семантики белого в экранном целом с изобразительными и текстовыми решениями, в том числе с лирикой Арсения Тарковского. Выявлена роль белого в организации метауровня картин и сценариев, сформулированы точки соприкосновения между репрезентациями цвета в живописи, христианской культуре и режиссерской оптике Тарковского. Белый представлен как значимый маркер творческого процесса, вводящий в кино и сценарную поэтику картин установку на концептуализацию, выступает существенным для кинематографического целого маркером света в техническом и семиотическом аспектах.

Ключевые слова: кинематограф, киносценарий, Андрей Тарковский, металепсис, интермедиальность

Список использованной литературы:

Григорьева Е. Г. Очерки по теории и прагматике регулярных механизмов культуры. М.: Водолей, 2005. 232 с.

Зусева-Озкан В. Б. Металепсис // Тезаурус исторической нарратологии (на материале русской литературы): экспериментальный словарь / Под ред. В. И. Тюпы. М.: Эдитус, 2022. С. 261–267.

Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М.: Московское литературное содружество, 1967. 160 с.

Кончаловский А. С. Низкие истины. Семь лет спустя. М.: Эксмо, 2006. 544 с.

Кончаловский А. Тарковский А. Андрей Рублев: [Сценарий]. Часть первая // Искусство кино. 1964. № 4. С. 139–200.

Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве / Пер. с ит. А. А. Губера, В. П. Зубова. СПб.: Азбука, 2022. 224 с.

Малевич К. С. Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой. М.: АСТ, 2023. 394 с.

Мартьянова И. А. Композиционно-синтаксическая организация текста кино-сценария: Дис. … д-ра филол. наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1994. 576 с.

Мартьянова И. А. Присутствие возможного мира кинотекста в современном сценарии // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2022. № 3. С. 546–559.

Муратова Н. А., Жиличева Г. А. Дискурсивные практики культуры. Литература и кино в аспектах теоретической и исторической поэтики: Учебник. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. 182 с.

Плугин В. А. Андрей Рублев. «Воскрешение Лазаря» // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. М.: Наука, 1973. С. 300–309.

Резниченко Н. «От земли до высокой звезды»: мифопоэтика Арсения Тарковского. Нежин; Киев: Изд. Н. М. Лысенко, 2014. 272 с.

Салынский Д. А. Киногерменевтика Тарковского. 3-е изд., доп. М.: Алетейя, 2024. 641 с.

Тарковский А. А. Земле – земное: Вторая книга стихов. М.: Сов. писатель, 1966. 176 с.

Тарковский А. А. Беседа о цвете // Киноведческие записки. 1988. № 1. С. 147–154.

Тарковский А. А. Запечатленное время. [Б. м.; ]: Международный Институт Андрея Тарковского, 2024. 286 с.

Тарковский А. А., Мишарин А. Н. Зеркало // Киносценарии. 1994. № 6. С. 2–66.

Dalle Vacche A. Cinema and painting: how art is used in film. Austin: Uni. of Texas Press, 1996. 304 p.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН