|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: Сюжеты и мотивы алтайских мифов о 12-летнем животном календаре Авторы: Надежда Романовна Ойноткинова В рубрике Сюжет в литературе и фольклоре
Аннотация: Цель статьи – выявление сюжетно-мотивных особенностей алтайских этиологических мифов о появлении 12-летнего восточного календаря. Анализ историографии по проблеме возникновения этого животного цикла позволило автору прийти к мнению о существовании животного календаря у тюркских народов в далеком прошлом. На материале повествовательного фольклора алтайцев рассмотрены сюжеты и мотивы о появлении 12-летнего животного календаря. Основным методом исследования является сюжетно-мотивный анализ текста. Новизна исследования заключается в выявлении сюжетов и особенностей персонажей мифов о 12-летнем календарном цикле. Присутствующие в календаре животные – дракон, тигр и обезьяна – свидетельствуют о влиянии мифологии других восточных народов. Результаты сравнительно-сопоставительного анализа алтайских мифов о 12-летнем животном календаре с мифами казахов, монголов и китайцев показал различие в главных персонажах: у алтайцев творцом календаря является божество Кудай (варианты теонима: Дьайучи / Дьайаачы), мифический персонаж Дьылчы, у других юго-восточных народов – Будда, и в частности у китайцев – Юй Ди. Хронологической особенностью алтайских мифов является отношение появления календаря к мифологическому времени после потопа. В фольклоре алтайцев на основе сюжета о состязаниях животных, желающих войти в календарь, также возникли самостоятельные сюжеты этиологического характера. К самостоятельным относятся мифологические мотивы «кто первым увидит солнце» (о верблюде и мыши), «гром – животное» (о драконе), «раздвоенное копыто коровы» (о корове и обезьяне). У алтайцев сложились определенные мифологические представления о характере каждого из двенадцати годов, повторяющихся по циклу, который они связывают с поведенческими признаками животных. По этому календарю люди ориентировались, каким будет наступающий год. Ключевые слова: фольклор алтайцев, мифология, мифы, сюжеты и мотивы, календарь, животные Список использованной литературы: АКК – Алтай кеп-куучындар / Сост. И. Б. Шинжин, Е. Е. Ямаева. Горно-Алтайск: Ак Чечек, 1994. (на алт. яз.) АНС – Алтайские народные сказки // Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока / Сост. Т. М. Садалова. Новосибирск: Наука, 2002. 455 с., илл. + компакт-диск. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Т. 21) Бакаева Э. П. Календарь // Калмыки / Отв. ред. Э. П. Бакаева, Н. Л. Жуковская. М.: Наука, 2010. С. 282–289. Бурыкин А. А. Календарный 12-летний животный цикл в фольклоре калмыков и других народов Азии // Монголоведение. 2020. Т. 12, № 4. С. 679–691. Гарф А., Кучияк П. Танзаган – отец алтайцев. Алтайские сказки. М.: Дет. лит., 1978. 286 с. Енчинов Э. В. Календарь и календарная обрядность // Трансформации в обществе и ценности традиционной культуры в Республике Алтай (конец ХХ – начало ХХI века). Горно-Алтайск, 2018. С. 175–188. Захарова И. В. Двенадцатилетний животный цикл у народов Центральной Азии // Тр. Ин-та истории, археологии и этнографии АН Казах. ССР. Алма-Ата, 1960. Т. 8. С. 32–65. КазНС – Казахские народные сказки: Пер. с казах. / Сост. Т. Дауренбеков. Алма-Ата: Жалын, 1979. 415 с. Каскабасов С. А., Костюхин Е. А., Смирнова Н. С., Турсунов Е. Д. Казахские сказки о животных (легенды, предания, бытовые рассказы, сказки и басни). Алма-Ата: Наука, 1979. 272 с. Каташ С. С. Мифы, легенды Горного Алтая. Горно-Алтайск: Алт. кн. изд-во, 1978. 112 с. КитНС – Китайские народные сказки / Сост., предисл., коммент. и пер. с кит. Б. Л. Рифтина. М.: Худож. лит., 1972. 334 с. Марсадолов Л. С. Новая семантика зооморфных образов на саркофаге из кургана Башадар-2 на Алтае // Народы и религии Евразии. 2020. № 3 (24). С. 127–150. Монгуш Б. Б. Истоки двенадцатилетнего животного календаря и его связь с празднованием Шагаа // Новые исследования Тувы. 2015. № 1. С. 105–111. URL: https://www.tuva.asia/journal/issue_25/7782-mongush-bb.html (дата обращения 29.05.2024). Мухамбетова А. Тенгрианский календарь (мушель) как основа кочевой цивилизации казахов // Международный фонд исследования Тэнгри. 26 мая 2012. URL: http://tengrifund.ru/tengrianskij-kalendar-mushel-kak-osnova-kochevoj-civilizacii-kazaxov.html (дата обращения 09.05.2024). Неклюдов С. Ю. Лу // Мифы народов мира. М.: Сов. энцикл., 1988. Т. 2. С. 73. НПА – Несказочная проза алтайцев / Сост. Н. Р. Ойноткинова, И. Б. Шинжин, К. В. Яданова, Е. Е. Ямаева. Новосибирск: Наука, 2011. 576 с.; илл. + компакт-диск. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Т. 30) Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1883. Вып. 4. 1026 с. Скородумова Л. Г. Сказки и мифы Монголии. Улаанбаатар: Монсудар, 2003. 141 с. Яданова К. В. Образ Улу / Улуу в алтайской фольклорной традиции // История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай): Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (20–23 апреля 2014 г.) / Отв. ред. Ф. И. Куликов. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014. С. 232–239. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |