Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Сюжеты и мотивы алтайских мифов о 12-летнем животном календаре

Авторы: Надежда Романовна Ойноткинова

В рубрике Сюжет в литературе и фольклоре

Выпуск 3, 2024Страницы 14-26
УДК: 398.222: 821.512.1DOI: 10.25205/2713-3133-2024-3-14-26

Аннотация:

Цель статьи – выявление сюжетно-мотивных особенностей алтайских этиологических мифов о появлении 12-летнего восточного календаря. Анализ историографии по проблеме возникновения этого животного цикла позволило автору прийти к мнению о существовании животного календаря у тюркских народов в далеком прошлом. На материале повествовательного фольклора алтайцев рассмотрены сюжеты и мотивы о появлении 12-летнего животного календаря. Основным методом исследования является сюжетно-мотивный анализ текста. Новизна исследования заключается в выявлении сюжетов и особенностей персонажей мифов о 12-летнем календарном цикле. Присутствующие в календаре животные – дракон, тигр и обезьяна – свидетельствуют о влиянии мифологии других восточных народов. Результаты сравнительно-сопоставительного анализа алтайских мифов о 12-летнем животном календаре с мифами казахов, монголов и китайцев показал различие в главных персонажах: у алтайцев творцом календаря является божество Кудай (варианты теонима: Дьайучи / Дьайаачы), мифический персонаж Дьылчы, у других юго-восточных народов – Будда, и в частности у китайцев – Юй Ди. Хронологической особенностью алтайских мифов является отношение появления календаря к мифологическому времени после потопа. В фольклоре алтайцев на основе сюжета о состязаниях животных, желающих войти в календарь, также возникли самостоятельные сюжеты этиологического характера. К самостоятельным относятся мифологические мотивы «кто первым увидит солнце» (о верблюде и мыши), «гром – животное» (о драконе), «раздвоенное копыто коровы» (о корове и обезьяне). У алтайцев сложились определенные мифологические представления о характере каждого из двенадцати годов, повторяющихся по циклу, который они связывают с поведенческими признаками животных. По этому календарю люди ориентировались, каким будет наступающий год.

Ключевые слова: фольклор алтайцев, мифология, мифы, сюжеты и мотивы, календарь, животные

Список использованной литературы:

АКК – Алтай кеп-куучындар / Сост. И. Б. Шинжин, Е. Е. Ямаева. Горно-Алтайск: Ак Чечек, 1994. (на алт. яз.)

АНС – Алтайские народные сказки // Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока / Сост. Т. М. Садалова. Новосибирск: Наука, 2002. 455 с., илл. + компакт-диск. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Т. 21)

Бакаева Э. П. Календарь // Калмыки / Отв. ред. Э. П. Бакаева, Н. Л. Жуковская. М.: Наука, 2010. С. 282–289.

Бурыкин А. А. Календарный 12-летний животный цикл в фольклоре калмыков и других народов Азии // Монголоведение. 2020. Т. 12, № 4. С. 679–691.

Гарф А., Кучияк П. Танзаган – отец алтайцев. Алтайские сказки. М.: Дет. лит., 1978. 286 с.

Енчинов Э. В. Календарь и календарная обрядность // Трансформации в обществе и ценности традиционной культуры в Республике Алтай (конец ХХ – начало ХХI века). Горно-Алтайск, 2018. С. 175–188.

Захарова И. В. Двенадцатилетний животный цикл у народов Центральной Азии // Тр. Ин-та истории, археологии и этнографии АН Казах. ССР. Алма-Ата, 1960. Т. 8. С. 32–65.

КазНС – Казахские народные сказки: Пер. с казах. / Сост. Т. Дауренбеков. Алма-Ата: Жалын, 1979. 415 с.

Каскабасов С. А., Костюхин Е. А., Смирнова Н. С., Турсунов Е. Д. Казахские сказки о животных (легенды, предания, бытовые рассказы, сказки и басни). Алма-Ата: Наука, 1979. 272 с.

Каташ С. С. Мифы, легенды Горного Алтая. Горно-Алтайск: Алт. кн. изд-во, 1978. 112 с.

КитНС – Китайские народные сказки / Сост., предисл., коммент. и пер. с кит. Б. Л. Рифтина. М.: Худож. лит., 1972. 334 с.

Марсадолов Л. С. Новая семантика зооморфных образов на саркофаге из кургана Башадар-2 на Алтае // Народы и религии Евразии. 2020. № 3 (24). С. 127–150.

Монгуш Б. Б. Истоки двенадцатилетнего животного календаря и его связь с празднованием Шагаа // Новые исследования Тувы. 2015. № 1. С. 105–111. URL: https://www.tuva.asia/journal/issue_25/7782-mongush-bb.html (дата обращения 29.05.2024).

Мухамбетова А. Тенгрианский календарь (мушель) как основа кочевой цивилизации казахов // Международный фонд исследования Тэнгри. 26 мая 2012. URL: http://tengrifund.ru/tengrianskij-kalendar-mushel-kak-osnova-kochevoj-civilizacii-kazaxov.html (дата обращения 09.05.2024).

Неклюдов С. Ю. Лу // Мифы народов мира. М.: Сов. энцикл., 1988. Т. 2. С. 73.

НПА – Несказочная проза алтайцев / Сост. Н. Р. Ойноткинова, И. Б. Шинжин, К. В. Яданова, Е. Е. Ямаева. Новосибирск: Наука, 2011. 576 с.; илл. + компакт-диск. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Т. 30)

Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1883. Вып. 4. 1026 с.

Скородумова Л. Г. Сказки и мифы Монголии. Улаанбаатар: Монсудар, 2003. 141 с.

Яданова К. В. Образ Улу / Улуу в алтайской фольклорной традиции // История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай): Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (20–23 апреля 2014 г.) / Отв. ред. Ф. И. Куликов. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014. С. 232–239.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН