Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Жанровая система «японских» произведений Венедикта Марта раннего периода

Авторы: Ксения Александровна Землянская

В рубрике Сюжет, мотив, жанр

Выпуск 2, 2024Страницы 71-84
УДК: 821.161.1+82-1/-9DOI: 10.25205/2713-3133-2024-2-71-84

Аннотация:

Проза и поэзия дальневосточного писателя Венедикта Марта дает яркие образцы произведений, в которых писатель художественно осмысляет фронтирную реальность первых десятилетий XX в., культуру и быт самых разных народов Дальнего Востока. Личность писателя Венедикта Марта (1896–1937) вместила радостное детство на периферии Российской империи, воспитание в семье известного приморского краеведа, участие в культурной жизни Владивостока и Харбина 20-х гг., стремление встроиться в советскую литературу. Сегодня богатое творческое наследие Венедикта Марта начинает возвращаться уже к российскому читателю. До сих пор остаются неизученными «японские» произведения писателя. В статье представлен жанровый анализ произведений Венедикта Марта, связанных с Японией и японцами в ранний (владивостокский) период творчества. В пору модернистских поисков для писателя в осмыслении японской темы становятся органичными отдельные жанры классической японской литературы – танка, хокку, дзуйхицу, кайдан. Март чутко реагирует на изменения в современной ему японской литературе, в которой происходит модернизация классических жанров, сопрягая интерес к Востоку с пристальным вниманием к художественным открытиям русской литературы начала XX в. Помимо следования стилевым принципам того или иного жанра, писатель соблюдает ведущий эстетический принцип японской литературы – мононо аварэ. Освоение японской жанровой системы, осознание эстетики японского взгляда на мир и его постижение средствами художественной литературы становятся для писателя способом вживания в мир чужой культуры и формирования собственного стиля. Так формируется его уникальный образ восприятия Японии – через металитературную рецепцию.

Ключевые слова: Венедикт Март, художественная этнография, жанры, японская литература, моно-но аварэ, танка, хокку, дзуйхицу, кайдан, металитературная рецепция

Список использованной литературы:

Азадовский К. М., Дьяконова Е. М. Бальмонт и Япония. М.: Наука, 1991. 192 с.

Гельман В. А. Японская интервенция на Дальнем Востоке России // Вестник Бурят. гос. ун-та. Серия: Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2023. № 1. С. 12–19.

Горегляд В. Н. Дневники и эссе в японской литературе X–XIII вв. М.: Наука, 1975. 381 с.

Григорьева Т. П. Вслед за кистью // Японские дзуйхицу. СПб.: Северо-Запад, 1998. С. 5–46.

Дуткина Г. Б. Традиции и развитие японского «повествования о необычайном» от средневековья к современности: Автореф. … канд. филол. наук. М., 1992. 20 с.

Дуткина Г. Б. «Душа Японии» в зеркале японского кайдана // Японские исследования. 2016. № 3. С. 25–41.

Забияко А. А. Текстологические тропы дальневосточной этнографии (проблема аутентичности текстов писателей 1920–1940 гг.) // Русский Харбин, запечатленный в слове / Под ред. А. А. Забияко, Г. В. Эфендиевой. Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2012. Вып. 5: Проблемы источниковедения и текстологии. С. 181–202.

Забияко А. А., Левченко А. А. «Кошмарная чудь» японского бестиария: образ Каппы в русской литературе начала ХХ в. (В. Март) // Религиоведение. 2014. № 3. С. 187–195.

Кондратенко Б. Б. Характер японской военной интервенции на дальнем Востоке 1918–1922 гг. // Тр. Ин-та истории, археологии и этнографии ДВО РАН. 2018. № 19. С. 124–130.

Конрад Н. И. Очерки японской литературы. М.: Худож. лит., 1973. 463 с.

Коньшина Н. Д. Влияние японской культуры на литературу и живопись России конца XIX – начала XX в.: Дис. … канд. культурологии. Саратов, 2006. 201 с.

Моргун З. Ф. Японская диаспора во Владивостоке (страницы истории) // Изв. Восточного института. 1996. № 3. С. 90–108.

Садокова А. Р. «Первая волна» японского реализма: новые темы в литературе // Филологические науки: вопросы теории и практики. 2017. № 4 (70), ч. 2. С. 36–39.

Сенина Е. В. Металитературная рефлексия китайской культуры в творчестве дальневосточных эмигрантов // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2018. № 1. С. 145–153.

Хисамутдинов А. А. Русские волны на Пасифике: из России через Китай, Корею и Японию в Новый Свет. Пекин; Владивосток: Рубеж, 2013. 640 с.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН