Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Жестокие рассказы в волшебном фонаре: следы макабрических сюжетов в романе Пруста

Авторы: Наталья Олеговна Ласкина

В рубрике Литературная жизнь сюжета

Выпуск 2, 2024Страницы 25-39
УДК: 821.133.1DOI: 10.25205/2713-3133-2024-2-25-39

Аннотация:

В сюжетике французской декадентской прозы важное место занимают трансформации готической традиции: такие знаковые тексты, как «Дьявольские истории» Барбе д’Оревильи, «Жестокие рассказы» Вилье де Лиль-Адана, «Господин Венера» Рашильд и ранние романы Гюисманса, создали вполне определенный, существенно отличный от романтического, тип макабрического повествования. В статье показано, как в поэтике Пруста, сознательно нацеленной на завершение и преодоление культуры конца века, используются намеки на популярные мотивы декадентской готики – балы мертвецов, автоматы, пленницы, демоническое менторство, освобожденные от фантастических рамок и включенные в более сложный контекст.

Стратегии цитирования предшественников у Пруста переводят узнаваемые клише из событийного плана в дискурсивный. В отличие от ранней прозы Пруста, не скрывавшей зависимости автора от его декадентских учителей, роман «В поисках утраченного времени» конструирует подвижную систему разбросанных по всему тексту намеков, в которых от источников остаются только мерцающие следы. Ожившие мертвецы, куклы и маски существуют лишь в речи нарратора и некоторых персонажей, но неизбежно придают двусмысленность и темный оттенок повседневным ситуациям, создают трагикомические эффекты. Банальные эпизоды жизни рассказчика и Альбертины окрашиваются навязчивыми повторами вариаций слова «насилие» и неожиданными мыслями о смерти. Воспоминание о приезде с фронта друга рассказчика превращается в описание отмеченного знаками смерти сверхчеловеческого тела, а затем в апокалиптическую картину. Различных персонажей сопровождают упоминания преступления, вины, масок, страха разоблачения, не мотивированные сюжетом. Сам рассказчик постоянно выдает свою зачарованность страшными темами, и сцены, которые воскрешает его память как волшебный фонарь, часто окрашены в макабрические тона. Можно предположить также, что переработка Прустом декадентских тем позволяет ему создать дополнительный уровень метапоэтики, намекать на зловещие подтексты как сюжета романа, так и свойств рассказчика.

Ключевые слова: Марсель Пруст, модернистский роман, готическая литература, макабр, французская декадентская литература

Список использованной литературы:

Беккет С. Пруст // Беккет С. Осколки: эссе, рецензии, критические статьи. М.: Текст, 2009. С. 7–63.

Вайнштейн О. Б. Руки андроида: опыт прочтения романа Вилье де Лиль-Адана «Будущая Ева» // Теория моды: одежда, тело, культура. 2013. № 2 (7). С. 139–154.

Заломкина Г. В. Готический миф как литературный феномен: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Самара, 2011. 43 с.

Barthes R. Une idée de recherche // Recherche de Proust. Paris: Seuil, 1980. P. 34–39.

Brion C. L’esthétique fin de siècle: tentative d’une définition unitaire // Littérature comparée et Esthétique(s). 2012. Vol. 3. URL: https://cielam.univ-amu.fr/malice/articles/ lesthetique-fin-siecle-tentative-dune-definition-unitaire (дата обращения 03.02.2024)

Hughes E. J. Proustian Metamorphosis: The Art of Distortion in “À la Recherche du temps perdu” // The Modern Language Review. 1999. No. 94 (3). P. 660–672.

Kingcaid R. A. Neurosis and narrative: the decadent short fiction of Proust, Lorrain, and Rachilde. Carbondale: Southern Illinois Uni. Press, 1992. 224 p.

Kristeva J. Le Temps sensible. Proust et l’expérience littéraire. Paris: Folio, 1994. 640 p.

Prungnaud J. Gothique et décadence: recherches sur la continuité d’un mythe et d’un genre au XIXe siècle en Grande-Bretagne et en France. Paris: H. Champion, 2015. 497 p.

Remise J. Diableries: La vie quotidienne chez Satan à la fin du 19e siècle. Paris: Balland, 1978. 150 p.

Schmid M. Proust et Le Style Décadent // Bulletin d’informations Proustiennes. 2007. No. 37. P. 101–116.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН