|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: «Детство» Л. Н. Толстого в романе Марины Степновой «Сад» Авторы: Ксения Вадимовна Абрамова В рубрике Сюжет, мотив, жанр
Аннотация: Статья посвящена анализу романа Марины Степновой «Сад» и интертекстуального воплощения в нем темы детства. Текст Марины Степновой построен так, что предполагает его прочтение именно с точки зрения интертекста: автор вплетает в повествование узнаваемые цитаты из различных произведений, которые рассматриваются как аллюзии, отсылающие к произведениям классической русской и зарубежной литературы. Мы рассматриваем роман Степновой с точки зрения отражения в нем повести Л. Н. Толстого «Детство», которая присутствует не в виде явного цитирования или прямой отсылки, как многие другие произведения, а в качестве «третьего текста», интерпретанты. Это позволяет проследить за реализацией некоторых мотивов, характерных для воплощения детской темы в русской литературе, например, мотива эдемского сада, мотива усадьбы и др. Кроме того, этот подход позволяет нам сопоставить отдельные фрагменты повести XIX в. и романа XXI в., проследить совпадающие элементы в этих эпизодах и прийти к выводу, что фантастический сад Борятинских в романе как будто «вырастает» из истории становления Николеньки Иртеньева. Отдельно мы останавливаемся на теме немоты, молчания, способности и невозможности выразить себя в слове, которая занимает значительное место в рассматриваемом произведении. Роман Марины Степновой «Сад» становится своеобразной пародией на роман воспитания, в нем присутствуют многие темы и мотивы, характерные для жанра Bildungsroman, но все они искажаются, пастишируются. В то же время в романе отсутствует важный элемент, характерный для данного жанра, – описание проявления детского сознания главной героини, тема детского восприятия реализуется через окружающих ее людей, других героев романа Марины Степновой, поскольку с ними оказываются связаны многочисленные обращения к теме детства. В результате мы приходим к выводу, что образ главной героини превращается в силу, управляющую всеми другими героями, отражает и подменяет фигуру автора. Ключевые слова: тема детства, роман воспитания, пародийность, интертекстуальность, Л. Н. Толстой, «третий текст», интерпретанта, Bildungsroman, Марина Степнова Список использованной литературы: Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров; текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. М., 1986. 445 с. Бахтин М. М. Слово в романе. СПб., 2017. 229 с. Безруков А. Н., Смирнова М. В. Диалог с литературной классикой в романе Марины Степновой «Сад» // Заметки ученого. 2023. № 3. С. 217–220. Жучкова А. В. Де Сад. О романе Марины Степновой «Сад» (2020) // Вопросы литературы. 2021. № 1. С. 99–110. Иванов В. В. Значение идей М. М. Бахтина о знаке, высказывании и диалоге для современной семиотики // Труды по знаковым системам: Сб. науч. ст. в честь М. М. Бахтина (к 75-летию со дня рождения). Тарту, 1973. Вып. 6. С. 5–45. Лихачев Д. С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. М., 1998. 471 c. Минц З. Г. Функция реминисценций в поэтике А. Блока // Труды по знаковым системам: Сб. науч. ст. в честь М. М. Бахтина (к 75-летию со дня рождения). Тар-ту, 1973. Вып. 6. С. 387–417. Ребель Г. М. Сад обреченный: «прогулка по садам российской словесности» Марины Степновой // Вестник Перм. гос. гуманит.-пед. ун-та. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2022. № 1. С. 112–121. Резник О. В. «Мысль семейная» как жанрообразующая категория в эпическом наследии Марины Степновой (на примере романа «Сад») // Наследие веков. 2021. № 4 (28). С. 79–84. Руднев В. П. Словарь культуры XX века: ключевые понятия и тексты. М., 1999. 381 с. Рябцева Н. Е., Топчиева М. В. Топос детства в современной русской литературе // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2018. № 2 (29). С. 54–60. Сады Серебряного века. Литература. Живопись. Архитектура / Сост. и науч. ред. Б. М. Соколова. М., 2022. 656 с. Семенова Н. В. Цитата в художественной прозе (на материале произведений В. Набокова). Тверь, 2002. 200 с. Смирнов И. П. Порождение интертекста (элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б. Л. Пастернака). СПб., 1995. 192 с. Степнова М. Л. Где-то под Гроссето: Рассказы. М., 2021a. 285 с. Степнова М. Л. Сад: Роман. М., 2021б. 412 с. Стрельникова Н. Д. Между замыслом книги и ее названием (роман М. Степновой «Сад») // Русское языкознание и литературоведение – 2022: Сб. ст. VI Междунар. науч.-практ. конф., Тайбэй – Новосибирск, 15–17 декабря 2022 г. Новосибирск, 2023. С. 197–205. Толстая Т. Н. Ночь. М., 2008. 416 с. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.. Серия первая «Произведения». М., 1935. Т. 1: Детство. Юношеские опыты. 355 с. Фатеева Н. А. Интертекст в мире текстов: контрапункт интертекстуальности. М., 2012. 280 с. Щукина Д. А. Интертекстуальность как прием организации пространства художественного текста: роман М. Степновой «Сад» // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2022. № 7. С. 838–843. Ямпольский М. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М., 1993. 464 с. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |