|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: «Авторские силы учеников»: М. Горький и начинающие писатели поселка Норское (Ярославская область) Авторы: Елена Викторовна Кудрина В рубрике Горьковские сюжеты
Аннотация: В Архиве А. М. Горького ИМЛИ РАН хранятся многочисленные письма корреспондентов писателя, которые делились с ним своими впечатлениями от прочитанного, просили помощи в литературных начинаниях, спрашивали совета, отправляли на отзыв свои сочинения. Среди корреспонденции М. Горького – письмо от члена редколлегии школьного литературного журнала при Красноперевальской фабрично-заводской школе-семилетке (поселок Норское, Ярославская область), учителя и краеведа Сергея Петровича Сурьянинова. К письму Сурьянинов приложил два продолжения повести Горького «Мать» – «Павел после царского суда» – работы учеников 7 класса Владимира Тихомирова и Михаила Верейкина. Два сочинения интересны прежде всего осмыслением учениками прочитанного, желанием узнать больше об изученном произведении, стремлением изменить судьбу героев. Несовершенные в художественном отношении тексты – продолжения оригинального произведения – демонстрируют проработку учащимися сюжета повести. Юные авторы заимствуют образы героев и элементы первоначального текста; значимые для сюжетостроения события разворачиваются в рамках заданного хронотопа, но ученики продлевают временную нить и тем самым ослабляют глубинные межтекстовые связи с оригиналом. Творческие работы – примеры активизации детского литературного движения в 1930-е гг., пробуждения писательских талантов у активных читателей, а также образцы «текстов-продолжений» как разновидности вторичного текста. В статье также анализируется работа методиста М. А. Рыбниковой, занимавшейся в 1920–1930-е гг. развитием словесного творчества детей, ее деятельность шла в русле горьковской стратегии воспитания писательских кадров. В научный оборот впервые вводятся отклики юных читателей на произведение Горького «Мать». Критические и эмоциональные отзывы, одинаково важные для всех участников литературного процесса, позволяли автору получить реакцию на произведение и почувствовать свою востребованность, читателю помогали оценить прочитанное и установить обратную связь, а в целом формировали читательскую аудиторию. В статье приводятся письмо С. П. Сурьянинова и сочинения В. Тихомирова и М. Верейкина как иллюстрации методической и художественной работы литературного кружка. Ключевые слова: Горький, С. П. Сурьянинов, В. Тихомиров, Норское, М. А. Рыбникова, «Мать», текст-продолжение, литературное движение, переписка Список использованной литературы: Белый А., Горький М., Замятин Е. и др. Как мы пишем. Л.: Изд-во писателей, 1930. 215 с. Горький М. Статьи о литературе и литературной технике / Ред. и примеч. И. А. Груздева. Л.; М.: ГИХЛ, 1931. 112 с. Горький М. О литературе: Статьи 1928–33 гг. / Ред. текста И. А. Груздева. М.: Сов. лит., 1934. 297 с. Добренко Е. А. Формовка советского читателя: Соц. и эстет. предпосылки рецепции совет. лит. СПб.: Академический проект, 1997. 320 с. Кубиков И. Н. Комментарий к роману М. Горького «Мать». М.: Мир, 1932. 68 с. Невский В. Из записной книжки библиотечного инструктора. VII. Борьба с детским чтением // Красный библиотекарь. 1924. № 12. С. 21–23. Плотникова А. Г. М. Горький и кинематограф. М.: ИМЛИ РАН, 2018. 336 с. Примочкина Н. Н. Поэтика эксперимента: творчество М. Горького начала 1920-х гг.: Монография. М.: Директ-Медиа, 2022. 320 с. Русинова Н. А. Край доблести, талантов и легенд. Норская земля и её люди: историко-краеведческое издание. Ярославль: Факел, 2021. 399 с. Рыбникова М. А. От маленького писателя – к большому читателю // Русский язык в советской школе. 1929. № 2. С. 81–89. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |