Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Роман Константина Сергиенко «Ксения»: контексты прочтения

Авторы: Олег Николаевич Владимиров

В рубрике Литературная жизнь сюжета

Выпуск 1, 2023Страницы 123-138
УДК: 821.161.1DOI: 10.25205/2713-3133-2023-1-123-138

Аннотация:

Роман К. Сергиенко «Ксения», обращенный к событиям Смутного времени, рассматривается в таких взаимосвязанных контекстах, как традиции европейской и русской исторической прозы, предшествующие версии сюжета о Лжедмитрии, творчество писателя и его современников. Эти прочтения книги не отменяют внутритекстового ее анализа. К традиционным сюжетообразующим мотивам исторического романа, усвоенным и развитым в «Ксении», относятся странствия и судьба частного человека в кризисную эпоху. В соответствии с этой традицией вымышленный персонаж Михаил Туренев уравнен в книге с подлинными деятелями той эпохи.

Его, как и царевну Ксению, автор доводит до эпилога. Центральное место героини в системе персонажей подтверждено и названием книги, и кольцевой композицией – от рождения Ксении и наречения ее этим именем до объявления князем Дмитрием Пожарским имени своей дочери в честь царевны Ксении.

По месту и роли в развитии сюжета Самозванец сопоставим с Туреневым и с Ксенией, а не с Шуйским, как у Сумарокова, не с Борисом Годуновым, как в трагедии Пушкина. Призрачность присутствия Лжедмитрия в истории подчеркивается его растроением, обратной градацией, другими приемами. Влияние пушкинской трагедии заметно, в частности, в сквозном персонаже Пронке: у него в конце книги та же роль, что и у юродивого в «Борисе Годунове», – быть «гласом народа».

Любовный треугольник, образуемый Ксенией, антиподами Туреневым и Лжедмитрием, напоминает расстановку соответствующих им персонажей в «Димитрии Самозванце», «Капитанской дочке», «Князе Серебряном».

Устойчивый в исторической романистике и в творчестве Сергиенко комплекс сюжетообразующих мотивов в романе усложнен оригинальными мотивами. Это мотивы неосуществимых планов, «скрещения» путей героев как проявления осознаваемой ими детерминированности, мотивы любви и творчества. Взаимной любовью, созиданием, участием в защите Отечества преодолевается разрушительная стихия жизни, нереализованность замыслов и достигается искомая героями романа гармония. С этими мотивами соотнесен еще один мотив – покоя в разных значениях, особенно в таком его понимании, как равновесие в природе, долженствующего быть основой гармоничного существования человека в мире.

Высокая степень сближения писателя и его протагонистов напоминает о произведениях современников Сергиенко, герои которых принимают абсурдную реальность и находят в себе силы для сопротивления ей.

В романе «Ксения», отталкиваясь от предшествующих произведений о российском кризисе начала XVII в. и учитывая традиции исторической прозы и знания о катастрофическом опыте XX в., писатель предлагает свой взгляд на причинно-следственные связи событий Смутного времени.

Ключевые слова: К. Сергиенко, «Ксения», исторический роман, межтекстовые связи, сюжет, мотив

Список использованной литературы:

Бахревский В. «Пейзаж вечерний осенен догадкой…» // Сергиенко К. К. Бородинское пробуждение: Повесть. М.: Дет. лит., 1990. С. 5–12.

Владимиров О. Н. Сюжетообразующие мотивы в книгах К. Сергиенко // Сюжетология и сюжетография. 2021. № 2. С. 103–115. DOI 10.25205/2410-7883-2021-2- 103-115

Малкина В. Я. Поэтика исторического романа: Проблема инварианта и типология жанра; на материале русской литературы XIX – начала XX века: Дис. канд. филол. наук. М., 2001. 216 с.

Непомнящий В. С. Театр Пушкина // Непомнящий В. С. Собр. трудов: В 5 т. М.: ИЦ МГИК, 2019. Т. 2. 718 с.

Сахаров А. Н. Послесловие // Сергиенко К. К. Ксения: Роман. М.: Дет. лит., 1987. С. 311–318.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН