Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Реализация сюжета перехода в рассказе Н. Тэффи «И времени не стало»

Авторы: Наталья Владимировна Прусакова

В рубрике Литературная жизнь сюжета

Выпуск 1, 2023Страницы 111-122
УДК: 821.161.1DOI: 10.25205/2713-3133-2023-1-111-122

Аннотация:

Предлагается один из вариантов трактовки рассказа Н. Тэффи «И времени не стало». С опорой на анализ способов преодоления автором линейного повествования выдвигается гипотеза о реализации в рассказе сюжета перехода. Такой тип сюжета толкуется как пересечение героем границы между жизнью и смертью, проживания им опыта умирания. Данная версия поддерживается библейскими, мифологическими и литературными аллюзиями, связанными с предсмертным/посмертным состоянием героя. Произведение рассматривается в контексте общемирового мифа о посмертных странствиях души, содержащего определенные представления об обязательных участниках, атрибутах и символах похоронного обряда, топографии царства мертвых. Сюжет перехода по аналогии со стадиями обряда перехода, описанными Арнольдом ван Геннепом, разделен на три обязательных эпизода – отделение, переходный этап и включение. Отделение – вынос покойника из дома, т. е. перенесение через порог, знаменует у Тэффи выход из «домика». Переходный (лиминальный) этап – начало странствий души. Субъект при этом приобретает черты двойственности. У Тэффи эта фаза отмечена возвратно-поступательным движением от условного настоящего в прошлое и обратно. Героиня (или ее душа) находится «ни там, ни сям». Этап включения – окончательное приобщение героини к миру мертвых – в сюжете обозначается исчезновением Охотника, выполнившим свою функцию психопомпа, умиротворенным светлым состоянием души героини. Указанные этапы соотносятся не только с композицией, но и с семантикой эпизодов рассказа. Так, прежде всего об этом свидетельствует само название произведения «И времени не стало», говорящее о некоем вневременном существовании. Помимо этого, мотивы переходности вводятся в произведение благодаря целому ряду деталей, которые в силу своей архетипичности носят символический характер: преобладание белого цвета, хтоническая природа персонажей (старуха и Охотник) и животных, связь объектов предметного мира с похоронным обрядом. Помимо рассмотрения мифологемы о пути души в загробный мир в статье приводятся обнаруженные в тексте следы солярного мифа, понимаемого как бесконечный жизненный цикл, чередование умирания и возрождения.

Ключевые слова: Тэффи, сюжет перехода, смерть как сюжет, протокол умирания, посмертный опыт души, загробный мир, граница между жизнью и смертью, обряд погребения, похороны, солярный миф

Список использованной литературы:

Баженова В. В. Образы мирового древа и древа жизни в русской культуре // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2020. № 4 (36). C. 113–123.

Бугаева Л. Д. Художественный нарратив и структуры опыта: сюжет перехода в русской литературе Новейшего времени: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. СПб., 2012. 42 с.

Геннеп А. ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М.: Вост. лит. РАН, 1999. 198 c.

Голубкова О. В. Орнитоморфная символика похоронного обряда в локальных вариантах славянских культовых традиций // Проблемы истории, филологии, культуры. 2009. № 1 (23). С. 551–564.

Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Индрик, 1997. 912 с.

Денисова И. М. «Ступай к этому древу лазоревому, влезь на него» (к вопросу об образе дерева в русских сказках) // Этнографическое обозрение. 2012. № 6. С. 43–59.

Левкиевская Е. Е. Представления о «том свете» у восточных славян // Славянский альманах. 2004. № 2003. C. 342–367.

Лотман Ю. М. Смерть как проблема сюжета // Studies in Slavic Literature and Poetics. Amsterdam; Atlanta, 1993. Vol. 20: Literary Tradition and Practice in Russian Culture. URL: http://vivovoco.astronet.ru/vv/papers/lotman/lotman06.htm (дата обращения 16.12.2021).

Макарий Александрийский св. О исходе душ праведников и грешников, то есть каким образом они разлучаются с телом и в каком состоянии пребывают // Христианское чтение. 1831. Ч. 43. С. 123–131.

Морозова Т. П. Конь-солнце в славянской языческой мифологии // Вестник славянских культур. 2019. № 52. С. 53–64.

Никольский Н. М. Дохристианские обряды и верования днепровских славян. М.: Мосполиграф, 1929. 36 с.

Прусакова Н. В. Категория времени в поэтике Тэффи: опыт анализа рассказа «И времени не стало» // INIТIUM. Художественная литература: опыт современного прочтения: Сб. ст. молодых ученых. Екатеринбург: УГИ УрФУ, 2020. Вып. 3. С. 53–57.

Реутин М. Ю. Пляска смерти // Словарь средневековой культуры. М., 2003. С. 360–364.

Сабо Т. Двойная динамика сюжета в произведениях Л. Улицкой «Веселые похороны» и «Искренне ваш Шурик» // Studia Slavica Savariensia. 2016. № 1–2. С. 397–404.

Стельник Е. В. Путешествие в «Мир иной»: образ Харона / Хароса в культуре и религиозном сознании византийского общества: Дис. … канд. ист. наук. Волгоград, 2016. 357 с.

Турышева О. Н. Сюжет перехода в новелле Ф. Кафки «Превращение» // Научный диалог. 2020. № 3. С. 265–282.

Юрчук Л. А. Псковские легенды об обмирании (по материалам фольклорного архива Псковского государственного университета) // Культурный ландшафт пограничья: прошлое, настоящее, будущее: Сб. материалов III Междунар. науч. конф. / Под ред. Н. В. Большаковой, А. Г. Разумовской. Псков, 2020. С. 208–223.

Haber E. Teffi. A Life of Letters and of Laughter. London; New York, 2019. 288 p.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН