|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: Стихотворная книга Сергея Алымова «Киоск нежности» и ее художественное оформление Авторы: Ксения Вадимовна Абрамова В рубрике К 100-летию со дня рождения Юрия Николаевича Чумакова
Аннотация: Исследование посвящено книге стихов Сергея Алымова «Киоск нежности», которая вышла в Харбине в 1920 г. и отличалась высоким качеством издания. Мы акцентируем внимание на структуре и художественном оформлении книги стихов «Киоск нежности» Также останавливаемся на более подробном рассмотрении отдельных текстов, для того чтобы выявить черты, характерные для поэтики Сергея Алымова. При анализе композиции поэтической книги мы отмечаем, что уже в названиях разделов книги прослеживаются такие черты авангардной поэтики, как склонность к внутренним рифмам, использование окказионализмов, насыщенная звукопись, паронимическая аттракция. Мы прослеживаем влияние на поэтику Сергея Алымова футуризма, символизма, акмеизма (в частности, В. Маяковского, И. Северянина, Н. Гумилева, А. Блока). Исследуя отдельные тексты Алымова, мы говорим и об их ритмических особенностях, в частности подробно останавливаемся на появлении в стихотворениях харбинского поэта цезуры и пэонического ритма. Всё это позволяет говорить о том, что поэзия Алымова носила не только подражательных характер, он владел нюансами поэтической техники, что раскрывает Сергея Алымова как поэта незаурядного. «Киоск нежности» имеет сложную композиционную структуру, стихотворения, входящие в различные циклы, тесно взаимосвязаны и тематически, и схожими приемами, которые использует поэт, но и стихотворения, оставшиеся обособленными, также оказываются связаны с другими текстами общими мотивами, постоянным повторением эротических тем и ассоциаций, появлением отсылок к различным культурным явлениям, авторам и их произведениям, насыщенностью текстов цветами. Колористика книги дополняется и художественным оформлением – обложкой работы Николая Гущина, художника, оставившего большой след в искусстве русской эмиграции. Отдельную часть работы мы посвятили исследованию значения фигуры художника, чья картина стала своеобразным дополнением к поэтическому миру Сергея Алымова. Здесь мы во многом опираемся на воспоминания о Н. Гущине нашего учителя, Юрия Николаевича Чумакова. Также привлекаем другие исследования и воспоминания о Гущине, почти забытом после возвращения в СССР. Ключевые слова: Сергей Алымов, Харбин, восточная ветвь эмиграции, Николай Гущин, Киоск нежности, цезура, пэонический ритм, футуризм, Игорь Северянин, символизм, акмеизм, художественное оформление, импрессионизм Список использованной литературы: Агеносов В. В. Литература русского зарубежья (1918–1996). М.: Терра. Спорт, 1998. 543 с. Алексеева Л. Ф. Алымов Сергей Яковлевич // Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918–1940). М.: РОССПЭН, 1997. Т. 1: Писатели русского зарубежья. С. 24–25. Алымов С. Я. Киоск нежности: Стихи (Факсимильное издание). Б. м.: Salamandra P. V. V, 2014. 160 с. Алымов С. Я. Нанкин-род: роман / Подгот. текста М. Фоменко. Б. м.: Salamandra P. V. V., 2018. 162 с. Андерссен Л. Н. Одна на мосту: Стихотворения. Воспоминания. Письма / Сост., вступ. ст. и примеч. Т. Н. Калиберовой; предисл. Н. М. Крук; послесл. А. А. Хисамутдинова. М.: Русский путь; Библиотека-фонд «Русское зарубежье», 2006. 472 с. Бабенко В. Г. Арлекин и Пьеро. Николай Евреинов. Александр Вертинский. Материалы к биографиям, размышления. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1992. 352 с. Бардадым В. П. Александр Вертинский без грима. Краснодар: Сов. Кубань, 1996. 208 с. Белов Б. Художник Н. М. Гущин (подготовка текста, предисловие, комментарии Л. В. Пашковой) // Волга. 2010. № 3–4. URL: http://magazines.russ.ru/volga/ 2010/3/pa13.html (дата обращения 07.03.2013). Беляева Г. А., Дорогина Е. А. Если выпало в империю вернуться... Николай Гущин: романтик меж двух культур // Конвенциональное и неконвенциональное. Интерпретация культурных кодов. Саратов, СПб.: ЛИСКА, 2013. С. 83–97. Богадельщикова М. Вокруг Гущина. По архиву художника // ВОЛГА – XXI век. 2008. № 3. URL: https://magazines.gorky.media/volga21/2008/3/vokrug-gushhia.html (дата обращения 19.08.2022). Богданова О. В., Цзан Юньмэй. Формальные эксперименты в поэзии русской «восточной» эмиграции (В. Перелешин и В. Март) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15, № 2. С. 231–235. Водонос Е. И. Вспоминая и размышляя о Гущине. Саратов, 2006. 63 с. Гаспаров М. Л. Русский стих начала XX века в комментариях. М.: КДУ, 2004. 312 с. Гнетнев К. В. Беломорканал: времена и судьбы. Петрозаводск: Острова, 2008. 416 с. Жаворонкова Т. Ф. Поэтическое наследие Сергея Яковлевича Алымова (1892–1948). Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2007. 25 с. Жаворонкова Т. Ф. Жизнь и творчество Сергея Яковлевича Алымова. Одинцово: Изд-во Одинцов. гум. ин-та, 2012. 163 с. Забияко А. А. Социокультурный портрет создателей «харбинской ноты» // Забияко А. А., Эфендиева Г. В. «Четверть века беженской судьбы…» (Художественный мир лирики русского Харбина). Благовещенск: Изд-во Амур. гос. ун-та, 2008. С. 39–52. Забияко А. А. Ментальность дальневосточного фронтира: культура и литература русского Харбина. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2016. 437 с. Забияко А. А., Эфендиева Г. В. Вертиниада русского Китая (образ А. Вертинского в литературе восточного зарубежья) // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2004. № 4. С. 152–162. Кириллова Е. О. «Обаятельнее всех был поэт Алымов»: штрихи к портрету эстета, кандальщика и песняра // Русский Харбин, запечатлённый в слове: Сб. науч. работ / Под ред. А. А. Забияко, Г. В. Эфендиевой; пер. на кит. Ван Юйци, пер. на англ. О. Е. Цмыкал. Благовещенск, 2021а. С. 99–107. Кириллова Е. О. Дальневосточные поэты Серебряного века // Мир науки, культуры, образования. 2021б. № 1 (86). С. 427–433. Кириллова Е. О. Темы музыки и любви в творчестве С. Алымова как репрезентация духовно-ценностных ориентиров дальневосточной поэзии серебряного века // Научный диалог. 2021в. № 5. С. 202–224. Кириллова Е. О. «Шорох порочных симфоний»: плотско-эротическое и религиозное в поэзии Сергея Алымова // Мир науки, культуры, образования. 2021г. № 3 (88). С. 515–521. Кириллова Е. О. Серебряный век дальневосточной поэзии и «чудесный ребенок непогибшей богемы»: Владивостокско-харбинские стихи Сергея Алымова // Русский Харбин, запечатлённый в слове: Сб. науч. работ / Под ред. А. А. Забияко, Г. В. Эфендиевой; пер. на кит. Ван Юйци, пер. на англ. О. Е. Цмыкал. Благовещенск, 2021д. С. 108–132. Кириллова Е. О. Эротический миф пламенных вёсен дальневосточного поэта-эмигранта Сергея Алымова // Мир науки, культуры, образования. 2021е. № 3 (88). С. 521–526. Кириллова Е. О. Духовно-ценностные ориентиры дальневосточной поэзии Серебряного века: на примере темы любви и эротики в сборнике С. Алымова «Киоск нежности» (Харбин, 1920) // Слово и культура без границ: Аксиологический аспект. Владивосток, 2022.С. 45–51. Корчагин К. М. Цезура в русском стихе XVIII – первой четверти ХХ века: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2012. 267 с. Крузенштерн-Петерец Ю. Чураевский питомник: О дальневосточных поэтах // Рубеж. 2009. С. 285–296. Крусанов А. В. Русский авангард: 1907–1932 (Исторический обзор): В 3 т. М.: НЛО, 2003. Т. 2, кн. 2: Футуристическая революция (1917–1921). 608 с. Лопатин В. Цвет – звук; свет, тьма // Волга. 2008. № 1. URL: https://magazines. gorky.media/volga/2008/1/czvet-zvuk-svet-tma.html (дата обращения 19.08.2022). Манн Ю. В. «Память-счастье, как и память-боль...». Воспоминания, документы, письма. М.: РГГУ, 2014. 491 с. Мелихов Г. В. Лютеране в Харбине // Мелихов Г. В. Белый Харбин: середина 20-х. URL: http://www.e-reading-lib.com/chapter.php/143551/13/Melihov_-_Belyii_ Harbin_Seredina_20-h.html (дата обращения 19.08.2022). Пашкова Л. В. Николай Изумительный Гущин // Золотая палитра. 2009. № 1. URL: http://www.art59.ru/index.php?option=com_datsogallery&Itemid=0&func=view category&catid=345 (дата обращения 30.06.2022). Русская поэзия Китая: Антология / Сост. В. Крейд, О. Бакич. М., 2001. 720 с. Секриеру А. Е. Игорь Северянин. Грани стиля. М.; Ярославль: Литера, 2011. 178 с. Старосельская Н. Повседневная жизнь «русского» Китая. М.: Молодая гвардия, 2006. 376 с. Терехина В. Н., Шубникова-Гусева Н. И. «За струнной изгородью лиры…»: Научная биография Игоря Северянина. М.: ИМЛИ РАН, 2015. 576 с. Шаповалов М. Король поэтов. Страницы жизни и творчества Игоря Северянина (1887–1941). М.: Глобус, 1997. 159 с. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |