|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: Мотив заточения на Луне в мировой и сибирской мифологии Авторы: Лиморенко Ю. В. В рубрике Сюжет в литературе и фольклоре
Аннотация: Исследуется семантика мотива заточения на Луне, представленного в мифологических нарративах народов Сибири и Дальнего Востока, на общемировом фоне. Рассмотрены причины, по которым Луна может восприниматься в мифологических традициях как место, откуда нельзя вернуться по своей воле. Перенесение на Луну означает пересечение границы между миром людей и небесами, что возможно только с помощью сверхъестественной силы. Показано, какие общие черты с традициями Европы и Азии сохраняют сибирские варианты мотива и в чем их отличия. Семантика мотива в его базовой форме включает субъект (агенса) - Луну и объект переноса (пациенса) - человека. В европейских вариантах место агенса часто занимает бог, а Луна становится локусом, куда отправляется преступник. В сибирских вариантах нарративов о чудовищах, как правило, действуют два субъекта: Луна и существо, совершающее преступление, а также объекты - страдающие от чудовища люди. Сибирские варианты мотива, где Луна оскорблена или подвергается осмеянию, по семантике совпадают с базовым европейским мотивом. В этих вариантах частым признаком ситуации является вода: согласно верованиям многих народов Евразии, ходить по воду в лунную ночь означает подвергнуться сверхъестественной опасности, например, быть унесенным на Луну. Делается вывод о том, что варианты мотива заточения на Луне, зафиксированные в сибирских традициях: у обских угров, самодийцев, тюркоязычных народов Южной Сибири, кетов и айнов, - распадаются на два типа. Один полностью совпадает по семантике с рядом европейских вариантов об оскорблении Луны, второй не имеет известных аналогов в других мифологических традициях и представляет собой уникальный южносибирский мотив. Ключевые слова: мотив, Луна, лунарные мифы, человек на Луне, тюркская мифология, семантика мотива Список использованной литературы: Бадер О. Н. Элементы культа светил в палеолите // Древняя Русь и славяне / Отв. ред. Т. В. Николаева. М.: Наука, 1978. С. 40-46. Бурнаков В. А., Цыденова Д. Ц. Традиционные астральные воззрения хакасов // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2012. Т. 11, № 7: Археология и этнография. С. 270-278. Бурнаков В. А., Цыденова Д. Ц. Луна в традиционном мировоззрении хакасов // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2013. Т. 12, № 3: Археология и этнография. С. 267-279. БЭ - Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона: В 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб.: 1901. Т. ХХХПа (64): Тай - Термиты. Ваганова Е. Н. Культ луны в религиозных верованиях мордовского народа // Финно-угорский мир. 2013. № 1. С. 94-99. Валеев Ф. Т. О религиозных представлениях западносибирских татар // Приро¬да и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX - начало ХХ в.) / Отв. ред. И. С. Вдовин. Л.: Наука, 1978. С. 320 - 331. Вдовин И. С. Природа и человек в религиозных представлениях чукчей // При¬рода и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX - начало ХХ в.) / Отв. ред. И. С. Вдовин. Л.: Наука, 1978. С. 217¬253. Дьяконова В. П. Религиозные представления алтайцев и тувинцев о природе и человеке // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX - начало ХХ в.) / Отв. ред. И. С. Вдовин. Л.: Наука, 1978. С. 268-291. Каташ С. С. Мифы, легенды Горного Алтая (мифы, легенды, предания, благо- пожелания) / Под ред. Х. Г. Короглы. Горно-Алтайск, Г орно-Алт. отд-ние Алт. кн. изд-ва. 1978. 112 с. МНМ - Мифы народов мира. Энцикл.: В 2 т. 2-е изд. М.: Рос. энциклопедия, 1994. Т. 2: К-Я. 721 с. МЛПТ - Мифы, легенды, предания тувинцев / Сост. Н. А. Алексеев, Д. С. Ку- улар, З. Б. Самдан, Ж. М. Юша. Новосибирск: Наука, 2010. 372 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 28) НПА - Несказочная проза алтайцев / Сост. Н. Р. Ойноткинова, И. Б. Шинжин, К. В. Яданова, Е. Е. Ямаева. Новосибирск: Наука, 2011. 576 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 30) НПХ - Несказочная проза хакасов / Сост. В. В. Миндибекова, Г. Б. Сыченко и др. Новосибирск: Наука, 2016. 540 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 34) Ойноткинова Н. Р. Мифологическая картина мира алтайцев: концепты, сюжеты, мотивы. Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2021а. 622 с. Ойноткинова Н. Р. Мифологический словарь алтайцев. Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2021б. 600 с. Сем Т. Ю. Картина мира тунгусов: пантеон (семантика образов и этнокультурные связи). Историко-этнографические очерки. СПб.: Филол. фак. СПбГУ, 2012. 626 с. (Varia Ethmografica) Хомич Л. В. Представления ненцев о природе и человеке // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX - начало ХХ в.) / Отв. ред. И. С. Вдовин. Л.: Наука, 1978. С. 17-30. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |