|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: Сюжетообразующие мотивы в книгах К. Сергиенко Авторы: Олег Николаевич Владимиров В рубрике Сюжет в литературе и фольклоре
Аннотация: Фабулы книг К. Сергиенко составляют странствия героев, как правило, рассказчиков и участников событий личной и национальной истории. В повестях для подростков приключения героев имеют характер их инициации («Кеес Адмирал Тюльпанов», «Увези нас, Пегас!», «Тетрадь в сафьяновом переплёте») или соответствуют генетически с ней связанному сюжету о блудном сыне («Дом на горе»). В обоих случаях свобода передвижения героев во многом мотивирована их сиротством. Чаще всего главные герои, юные и взрослые, путешествует инкогнито. Этот мотив вводится в первой повести и становится одним из сюжетообразующих. Обязательная составляющая почти всех книг – загадка женского персонажа. В «Бородинском пробуждении» тайн несколько: для главного героя – тайна Берестова; он сам, ставший Берестовым в событиях накануне и во время Бородина и не называющий себя в настоящем времени; тайна Наташи; мистификация Леппиха. Инкогнито странствует безымянный герой «Белого ронделя». В этом же ряду и тайна происхождения Насти, так и оставшаяся для нее тайной («Тетрадь…»). «Загадочны» героини в «Доме на горе». Остается не известной читателю предыстория появления Гордого в овраге («До свидания, овраг»). В некоторых повестях с тайной героя связана тайна места. Герои странствуют со спутниками – Кеес и Рыжий Лис, Почивалов и Осоргин, Берестов и Листов, Майк и Моррис, господин Сочинитель и сударь Котёнок и др. В комплекс обязательных мотивов в исторической прозе Сергиенко, обозначенных в «Кеесе…», входит мотив ответственности героя за судьбу страны («Бородинское пробуждение», «Ксения» и др.). С этим мотивом связан мотив мечты героев о земле обетованной, идеальном городе и мотив жертвенности. Тюльпан в первой повести, еще не известный голландцам, обернется цветком с его чудодейственными свойствами в ряде произведений. Цветочно-букетный мотив особо значим в «Доме на горе». В этой же повести на передний план выходит и другой мотив прозы Сергиенко – звездный. Некоторые из периферийных мотивов становятся ведущими в отдельных книгах (мотивы малинового берета, Голландии, Моцарта и Сальери и др.). Бездомье, неустойчивость существования героев дает им возможность самореализации, хронике событий – перерасти в биографию, а потом и в автобиографию. В основе большинства произведений Сергиенко – сюжеты плутовского, рыцарского романа и романа воспитания, осложненные другими сюжетами. Повесть «Фарфоровая голова» свидетельствует о поисках писателем новых путей в сюжетостроении, вызванных пере- осмыслением романтической позиции борьбы с хаотической действительностью и возвышения над ней. Ключевые слова: К. Сергиенко, сюжет, мотив, формы повествования, автор и герой Список использованной литературы: Бахревский В. «Пейзаж вечерний осенен догадкой…» // Сергиенко К. К. Боро-динское пробуждение: Повесть. М.: Дет. лит., 1990. С. 5–12. Вахеметса Айгар. Послесловие // Сергиенко К. К. Белый рондель: Повесть-легенда. М.: Дет. лит., 1983. С. 244–247. Лихачёв Д. С. Размышления над романом Б. Л. Пастернака // Пастернак Б. Л. Доктор Живаго. Роман. Повести. Фрагменты прозы. М.: Сов. писатель, 1989. 468 с. Семь старых французских сказок / Пер. с фр. К. А. Рыбникова; лит. обработка К. К. Рыбникова. М.: Гелиос АРВ, 2019. 152 с. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |