Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Персонажи легенд о демоне, вредящем деторождению, в армянской, южнославянской традициях и в авторском тексте А. Ремизова

Авторы: Эгине Артаковна Саакян

В рубрике Сюжет в литературе и фольклоре

Выпуск 2, 2021Страницы 90-102
УДК: 398.21 + 398.1 + 392.2 + 811.19 + 811.35DOI: 10.25205/2410-7883-2021-2-90-102

Аннотация:

В южнославянской Сисиниевой легенде и в авторской обработке легенды А. Ремизовым в качестве демона, вредящего роженицам, выступает Вещтица (Вещица), в армянском фольклоре данная функция отводится, в основном, демонам ал и тпха.

Гог и Магога, пытаясь спасти от дьявола последнего, седьмого, оставшегося в живых ребенка, построили «башню из мрамора, оковали ее гвоздием железным и залили оловом». Решили спрятать царевну в башне, пока ребенок не подрастет. В связи с данным эпизодом представляет интерес поверье, распространенное у многих народов, по которому, чтобы защитить роженицу от алов, ее во время родов окружали железными предметами. Например, древние армяне прикалывали булавку к одежде или постели роженицы или ребенка, вешали над колыбелью меч и т. п.

В текстах отмечаются погодные условия – буря, зима, ливень, вьюга, которые способствуют тому, чтобы впустить Сисиния в дом. Связь непогоды, в частности бури, с демонами ярко прослеживается и в армянской, и в славянской традиции.

Море является пристанищем дьявола как в армянской и арамейской, так и в греческой традиции: только в эфиопских текстах вместо моря выступает сад как место обитания и убежище Верзильи. В восточнославянских молитвах из моря выходят трясавицы, при этом оно вздымается. Вместо традиционной для славянских версий ловли Сисинием демона из моря с помощью удочки / сети А. Ремизовым представлена характерная скорее для армянских преданий встреча святого и демоницы в пустыне.

Нами установлено сходство Вещицы с демонами алами из армянского фольклора, которые описываются как антропозооморфные существа с горящими или стеклянными глазами.

Для сравнительно-сопоставительного анализа списков имен демонов мы рассмотрели мифонимы, выявленные в славянских (точнее, в интересующей нас южнославянской ветви), армянских и ремизовской версиях текстов Сисиниевой легенды.

Первая группа – мифонимы демонов, состоит из имен демонов, ведьм и колдунов; вторая группа – мифонимы, производные от слов, указывающих на вредительство демонов (образованные преимущественно от глаголов). Особое место (вторая группа) отводится мифонимам, со значением, «нанесения ущерба детям». Третья группа названий указывает на связь Вещтицы с атмосферными явлениями. Четвертая – мифонимы, указывающие на оборотничество и способность демонов к превращениям. Пятая – названия болезней и их симптомов. Шестая группа – оценочные имена.

Перечень имен демона в тексте А. Ремизова состоит из тринадцати мифонимов, которые больше напоминают имена трясавиц или грешников / грехов, причем все они исключительно женского рода.

Ключевые слова: святой Сисиний, Мелетина, Магога, мифонимы демонов, Вещица, Мора, трясавицы, ал и тпха, тератоморфный облик

Список использованной литературы:

Агапкина Т. А. Сисинева молитва у южных славян // Сисиниева легенда в фольклорных и рукописных традициях Ближнего Востока, Балкан и Восточной Европы. М.: Индрик, 2017. С. 373–507.

Арутюнян С. Армянские заговоры и народные молитвы. Ереван, 2006. (на арм. яз.).

Ачарян Гр. Этимологический коренной словарь армянского языка. Ереван, 1971. (на арм. яз.)

Мансветов И. Д. Византийский материал для сказания о двенадцати трясавицах // Древности: Тр. Имп. Моск. археол. об-ва. М., 1881. Т. 9, вып. 1. С. 24–36.

Ремизов А. М. Собр. соч.: В 10 т. М.: Рус. книга, 2001. Т. 6: Лимонарь. 784 с.

Скок П. Etimologijski rječnik hrvatskoga ili srpskoga jezika. Загреб, 1971. Т. 1. (на хорв. яз.)

СУС – Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка. Л.: Наука, 1979. 437 с.

Тадевосян Т. В., Коцинян Ш. К. Армянские амулеты и заговоры против ала и тпхи и Сисиниева легенда // Сисиниева легенда в фольклорных и рукописных традициях Ближнего Востока, Балкан и Восточной Европы. М.: Индрик, 2017. С. 327–373.

Топорков А. Л. Заключение // Сисиниева легенда в фольклорных и рукописных традициях Ближнего Востока, Балкан и Восточной Европы. М.: Индрик, 2017. С. 771–793.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. М.: Прогресс, 1986. Т. 1. 574 с.; Т. 2. 672 с.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН