|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: Заметки к изучению Эдипова сюжета (вопросы генезиса, эволюции, типологии) Авторы: Маргарита Николаевна Климова В рубрике Сюжет в литературе и фольклоре
Аннотация: Эдипов сюжет, основу которого составляет судьба невольного отцеубийцы и кровосмесителя, – один из самых известных в мировой литературе и фольклоре. Объяснить историю Эдипа и ее сюжетообразующий мотив инцеста пытались представители разных наук – от историков и этнографов до психоаналитиков, но правильно понять и адекватно описать это «многослойное» и изменчивое во времени явление помогут лишь его междисциплинарные исследования. Размышляя над классической работой В. Я. Проппа «Эдип в свете фольклора» (1944), автор статьи предлагает свой опыт структурного анализа знаменитого сюжета, незавершенный предшественником-фольклористом в условиях борьбы с «формализмом» в науке. Нуждается в исторических уточнениях и предложенная Проппом типология обработок сюжета, ибо из-за вневременного подхода ученого к анализируемым материалам она не позволяет судить о его реальной эволюции. Между тем в своем развитии Эдипов сюжет прошел несколько этапов. Его архаичная основа в сказочном виде отражала историческую борьбу разных форм престолонаследования. Ставшая для античного сознания одним из примеров непреодолимой силы рока, история Эдипа обрела свое этическое измерение в трагедиях Софокла. В Средние века она была переосмыслена в духе христианского учения о покаянии и отпущении грехов, став основой ряда легенд о «грешных святых», но позднее утратила актуальность на фоне католической торговли индульгенциями и развития идеи предопределенности у протестантов. Особый малоизученный этап эволюции Эдипова сюжета – период его бытования в России. К восточным славянам он пришел через польское посредство лишь на исходе Средневековья сразу в нескольких версиях и представлен в русской рукописной традиции группой повестей о кровосмесителе. Эти повести активно переписывались на протяжении трех столетий, ушли в восточнославянский фольклор и отразились в произведениях новой русской литературы. Ключевые слова: международные сюжеты, Эдипов сюжет, инцест, архаичные формы престолонаследования, христианство и литература, древнерусская литература, компаративистика Список использованной литературы: Аверинцев С. С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность со-временность: К 80-летию Ф. А. Петровского. М., 1972. С. 90–102. Бурыкин А. А. Эдип в свете этнографии. Хантыйские сказки и древнегреческий миф // Вестник угроведения. 2014. № 3 (18). С. 17–27. Великовский И. Эдип и Эхнатон. Ростов н/Д, 1996. 606 с. Горелов Н. «Эдип в свете фольклора» через пятьдесят лет // Кунсткамера: Этнографические тетради. СПб., 1995. Вып. 8–9. С. 323–326. Грабарь-Пассек М. Е. Средневековая латинская поэма о Понтии Пилате // Античность и современность: К 80-летию. Ф. А. Петровского. М., 1972. С. 410–417. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М.: Прогресс, 1992. 620 c. Гудзий Н. К. К легендам о Иуде Предателе и Андрее Критском // Русский филологический вестник (Варшава). 1915. № 1. С. 3–304. Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. Л.: Наука, 1970. 597 с. Климова М. Н. Особая редакция Сказания Иеронима о Иуде Предателе // Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосибирск, 1990. С. 123–128. Климова М. Н. Великий канон Андрея Критского как источник его апокрифического жития // Общественное сознание населения России по отечественным нарративным источникам XVI–XX вв. Новосибирск, 2006. С. 107–117. Книга Иуды: Антология. СПб.: Амфора, 2006. 430 с. Левинтон Г. А. Инцест // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1980. Т. 1. С. 545–547. Между Эдипом и Озирисом: становление психоаналитической концепции ми-фа. Львов: Инициатива; Москва: Совершенство, 1998. 512 с. Назаревский А. А. Библиография древнерусской повести. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955. 192 с. Пропп В. Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М.: Наука, 1976. 325 с. Ромодановская Е. К. Римские Деяния на Руси: Вопросы текстологии и русификации. М.: Индрик, 2009. 966 с. Сербские народные песни и сказки из сборника Вука Стефановича Караджича. М., 1987. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2, ч. 2; 1998. Вып. 3, ч. 3. Соловьев С. Историко-литературные этюды: к легендам об Иуде-предателе. Харьков, 1895. Вып. 1. Ярхо В. Н. «Эдипов комплекс» и «Царь Эдип» Софокла (О некоторых психоаналитических интерпретациях древнегреческой трагедии) // Вопросы литературы. 1976. № 10. С. 189–213. Ellstein Y. The Gregorius Legend: Its Versions and Its Metamorphosis in the Hassidic Tale // Fabula. 1986. Bd. 27, Ht. 3–4. S. 195–215. Kroes H. W. J. Die Gregoriuslegende // Neophilologus. 1954. № 38. S. 169–175. Sparnaay H. Zum Gregorius // Neophilologus. 1955. № 39. S. 16–23. Thompson S. The types of the folktale. A classification and bibliography. Antti Aarne’s “Verzeichnis der Märchentypen” (FFC № 3) translated and enlarged. Helsinki, 1964. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |