|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: Из комментариев к типологии видений в древнерусской агиографии (сюжет об избиении беса святым) Авторы: Татьяна Ивановна Ковалева В рубрике Сюжет в литературе и фольклоре
Аннотация: Рассматривается нетипичный для оригинальных древнерусских сочинений сюжет видений об избиении беса святым, вошедший в предложенную нами ранее типологию. Она представляет один из возможных способов систематизации обширного, тематически разнообразного материала видений. Большинство примеров, включенных нами в типологию, – сюжеты, выявляющиеся в составе агиографических повествований разного типа. Рассмотренный сюжет – один из таких случаев. Нами проанализированы два примера видений, содержащих сцены расправы над бесами, из литературных сочинений разного времени: Византийского Жития Андрея Юродивого одним из первых, в XII в., познакомившего русского читателя с этим сюжетом, и Жития инока Епифания, появившегося на излете древнерусской традиции. Отмечены типологически схожие черты видений: наличие общей структурной схемы, участие в формировании события видения сразу двух персонажей, сакрального и инфернального миров. Выявляющаяся при анализе сцены избиения беса специфика задана традицией, временем создания сочинений и их прагматической направленностью. Так, занимательный, наглядный рас-сказ об избиении беса, изобилующий художественными деталями, в византийском житии характеризует высоту духовного подвига святого. В Житии Епифания подобный рассказ отражает мировосприятие подвижника – автора одной из первых на Руси авто-биографий, также демонстрирует феномен «литературной материализации видений». Примеры видений из Житий Андрея Юродивого и инока Епифания позволяют просле-дить эволюцию изображения сцены избиения беса святым в литературном процессе средневековой Руси, отражающую значительные изменения жанра видений в переходный период отечественной словесности. Ключевые слова: древнерусская агиография, жанр видений, сюжет об избиении беса святым, Житие Андрея Юродивого, Житие инока Епифания Список использованной литературы: Антонов Д. И. «Беса поймав, мучаше...». Избиение беса святым: демонологический сюжет в книжности и иконографии средневековой Руси // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. № 1 (39). C. 61–75. Виноградов А. В. Соловецкий инок Епифаний: опыт реконструкции биографии // Православие в Карелии: Материалы IV Науч. конф., посвящ. 25-летию воз-рождения Петрозаводской и Карельской епархии (25–26 ноября 2015 г., Петрозаводск). Петрозаводск, 2016. С. 81–101. Истоки русской беллетристики: возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. Л., 1970. 597 с. Ковалева Т. И. Видения в агиографических памятниках древнерусской литера-туры XIII–XVII вв.: жанровая эволюция и сюжетосложение: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2017. 21 с. Ковалева Т. И. Опыт типологии видений в древнерусской агиографии XIII–XVII вв. // Сюжетология и сюжетография. 2019. № 1. С. 87–103. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М.; Л., 1958. 186 с. Пигин А. В. Видения потустороннего мира в русской рукописной книжности. СПб., 2006. 430 с. Прокофьев Н. И. Видение как жанр в древнерусской литературе // Учен. зап. Моск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина. М., 1964. Т. 231. С. 35–56. Пустозерская проза / Сост., предисл., коммент., пер. отдельных фрагментов М. Б. Плюхановой. М., 1989. 364 с. Робинсон А. Н. Житие Епифания как памятник дидактической автобиографии // ТОДРЛ. М.; Л., 1958. Т. 15. С. 203–224. Ромодановская Е. К. Сибирь и литература: XVII век. Новосибирск, 2002. 391 с. Юрганов А. Л. Убить беса. Путь от Средневековья к Новому времени. М., 2006. 433 с. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |