|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: Слушатель как нарративная категория в дилогии Кэтрин М. Валенте «Сказки сироты» Авторы: Е. Л. Макарова В рубрике Литературная жизнь сюжета
Аннотация: Написанное в форме сборника сказок «1001 ночи» произведение Кэтрин М. Валенте «Сказки Сироты» насыщено пересекающимися повествованиями и сюжетными линиями. В статье рассматривается специфика воплощения в произведении таких повествовательных структур, как «рассказ-в-рассказе» и «я-рассказ». Зарождение связных повествований исторически связано с передачей сакрального знания мифа, т. е. истории, утверждающей самого человека как такового в мире. Своей историей рассказчик отстаивает свое право на существование, в слове отображает циклизацию природных явлений, утверждая тройное семантическое тождество: собственное божественное воплощение в качестве героя рассказа, связанные с этим определенные поступки и действия (активность) и его же рассказ о себе. История как словесное преподношение посвящалась богу – тому слушателю, который мог данный ему рассказ понять и принять. Такой рассказ, по-прежнему хранящий следы священного, равен своему слушателю в той же мере, что и рассказчику. Стремление к сокрытию сакрального воплотилось в структуре «рассказ-в-рассказе». При выделении Слушателя в отдельную категорию мы можем охарактеризовать его следующим образом: Слушатель является равноправным участником священного рассказывания. Наравне с рассказчиком он выполняет со-творческую функцию, дублируя говорящего на семантическом уровне. Слушатель участвует в создании особого вневременного пространства рассказа, действие которого касается слушателя лично, имеет к нему непосредственное отношение, он включен в рассказываемую картину мира. В дилогии Валенте уникальное пространство рассказывания-выслушивания задается в рамочной истории, когда героиня находит своего слушателя. Персонажи ее историй также оказываются в роли слушателей, таким образом познавая тайну собственной жизни, своего прошлого. Параллельно их историям в многочисленных повествованиях скрыта вторая сюжетная линия, в которой раскрывается и тайна рождения девочки- рассказчицы. На примере нескольких героев мы показываем, что, выступая в роли слушателей, они наделяются определенными функциями: активный слушатель, слушатель- транслятор, слушатель-сочинитель. Ключевые слова: Кэтрин М. Валенте, «Сказки Сироты», рассказ-в-рассказе, я-рассказ, образ Слушателя Список использованной литературы: Валенте К. М. Сказки сироты: В ночном саду / Пер. с англ. Н. Осояну. М.: Изд-во АСТ, 2017. 604 с. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. 2-е изд. М.: Вост. лит., 1995. 407 с. Пропп В. Я. Морфология <волшебной> сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. 512 с. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. 2-е изд., испр. и доп. М.: Вост. лит., 1998. 800 с. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. 448 с. Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с фр. В. П. Большакова; 4-е изд. М.: Академический Проспект, 2010. 251 с. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |