Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Воплощение мифа о женщине-змее в повести А. Ремизова «Мелюзина» и армянские предания

Авторы: Э. А. Саакян

В рубрике Литературная жизнь сюжета

Выпуск 1, 2021Страницы 26-39
УДК: 398.21 + 398.22 + 398.1 + 811.35DOI: 10.25205/2410-7883-2021-1-26-39

Аннотация:

В мировом фольклоре широкое распространение имеют как миф о женщине-змее, так и мотив рождения «чудесных детей» от полулюдей-полуживотных, ставших «прародителями» царских династий.

Мелюзина – фея, героиня народного сказания кельтского происхождения. Часто изображалась как женщина-змея или женщина-рыба от талии и ниже, иногда с двумя хвостами. Легенда о Мелюзине восходит к мифологическому мотиву «священного брака» хтонического существа с небесным божеством, который затем трансформировался в сказочный мотив «чудесного супруга» (AaTh 400-459).

Рассмотренные нами народные предания о русалках и прочих травестиях женских персонажей в змей обнаруживают непосредственную связь с культом богини любви и плодородия. Все аналогичные персонажи, как и Мелюзина, выявляют связь с лунной символикой, а также с потусторонним миром. Луна и звезды имеют сакральное символическое значение в произведении А. Ремизова и сопутствуют фрагментам появления Мелюзины, а также наличествуют при всех важных и судьбоносных событиях, таких как смерть Эмери, встреча Раймонда и Мелюзины у источника, свадьба.

Нами выявлено сходство образа Мелюзины с рыбоподобными и змееподобными персонажами армянских фольклорных и мифологических текстов. Большой светящийся камень на лбу Мелюзины являет собой отголосок мотива волшебного камня на голове царя змей или лягушек. В поверьях народа змеи олицетворяют собой духи, души предков. Они живут в своих старых домах и защищают их. И змей, и дух предка заинтересованы в плодовитости рода и плодородии полей.

Структурно повесть А. Ремизова состоит из трех частей: «История повести», «Мелюзина», «Коловорот». В свою обработку легенды о Мелюзине А. Ремизов внес психологические мотивировки поступков героев.

В результате исследования легенды о Мелюзине в литературной обработке А. Ремизова, можем заключить, что Мелюзина обнаруживает теснейшую связь с языческими божествами плодородия, а также все три сестры-феи так или иначе связаны с Армянскими царствами и армянской мифологией.

Ключевые слова: запрет Мелюзины, мотив священного брака, чудесный супруг, морская дева, драгоценный камень змеи, источник

Список использованной литературы:

Абегян М. «Вишапы» как статуи богини Астгик-Деркето // Абегян М. Собр. соч. Ереван: Изд-во АН, 1975. Т. 7. 602 с. (на арм. яз.)

Ананикян М. Мифы Армении. М.: Центрполиграф, 2010. 190 с.

Андреев Н. П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне. Л.: Гос. Рус. геогр. об-во, 1929. 120 с.

АНС – Армянские народные сказки. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР. 1959. Т. 2. 659 с.; 1962. Т. 3. 672 с.; 1979. Т. 7. 768 с.; 1977. Т. 8. 904 с. (на арм. яз.)

АС – Армянские сказки / Пер. Я. Хачатурянца, М. Шагинян. 2-е изд. Л.: Academia, 1933. 384 с.

Афанасьев Н. Народные русские сказки: В 5 т. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2008. Т. 2. 320 с.

Баринг-Гоулд С. Мифы и легенды Средневековья / Пер с англ. И. Б. Куликовой <Гл. 19. Мелюзина>. М.: Центрполиграф, 2009. URL: https://loveread.ec/view_ global.php?id=74071 (дата обращения 10.16.2021).

Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М.: Наука, 1976. 278 с.

Кешишян М. С. О семасиологии орнаментов бронзовых поясов // Вестник общественных наук. 2007. No 2. С. 248–256. (на арм. яз.)

Лалаян Е. Провинция Новый Баязет // Этнографический журнал (Тифлис). 1908. Кн. 17. С. 86–125. (на арм. яз.).

Лалаян Е. Варанда // Этнографический журнал (Тифлис). 1897. Кн. 2. С. 4–244. (на арм. яз.)

Мелик-Пашаян К. В. Культ богини Анаит. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1963. 164 с. (на арм. яз.)

Петросян Э. Боги и ритуалы Древней Армении. Ереван, 2004. С. 30–31.

Ремизов А. М. Собр. соч.: В 10 т. М.: Рус. кн., 2001. Т. 6: Лимонарь. 784 с.

СУС – Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка. Л.: Наука, 1979. 437 с.

Шахазиз Е. Новый Нахиджеван и новонахиджеванцы // Этнографический журнал (Тифлис). 1902. Кн. 9. С. 5–82. (на арм. яз.)

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН