|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: Повесть Всеволода Иванова «Возвращение Будды»: символика названия Авторы: Р. Банерджи В рубрике Писатели-сибиряки и Сибирь в русском литературном процессе ХХ века
Аннотация: Начиная с ХIХ в. многие писатели и поэты проявляли интерес к духовным ценностям Востока, в том числе к Индии. Буддизм, религиозно-философское учение Гаутама Будды, возникшее в середине I тыс. до н. э. как реакция на любой догматизм, привлекал особое внимание многих русских писателей, от Льва Толстого до популярного писателя-постмодерниста Виктора Пелевина, и нередко становился предметом их творчества. Особое место среди таких писателей занимает Всеволод Иванов (1895–1963), который всю свою жизнь увлекался Индией и индийскими духовными учениями, в том числе и буддизмом. Всеволод Иванов, родившийся в Павлодарском крае (современный Казахстан), в годы Гражданской войны жил и много ездил по Сибири и Дальнему Востоку; в советскую литературу он вошел как участник литературного объединения «Серапионовы братья». Его тяга к Востоку, и в первую очередь к буддизму, вытекает из уникального расположения его родного края, являющегося частью Евразии, местом слияния европейского мира и азиатской культуры. В тревожные годы начала ХХ в. Всеволод Иванов искал решение проблемы «Россия и Запад» в восточной философии, и это является основной темой некоторых его произведений того времени. Одним из таких произведений является повесть «Возвращение Будды» (1923). В этой повести идет речь о физическом и духовном странствии героев. Статуя Будды по-разному воспринимается персонажами, сопровождающими ее из Петрограда в Монголию. Для одних она – воплощение высшей духовной силы, а для других – ценная, но материальная вещь, предмет купли-продажи. Ключевые слова: Будда, буддизм, странствие, Запад, Восток Список использованной литературы: Бекметов Р. Ф. Несколько замечаний к проблеме «Буддизм и русская литература XIX века» // Филология и культура. 2013. No 3 (33). С. 172–176. Дарьялова Л. Н. Газданов и мировая культура: «Возвращение Будды» Газданова и «Возвращение Будды» Вс. Иванова: опыт художественной интерпретации // Газданов и мировая культура: Сб. науч. ст. Калининград: КГТ, 2000. С. 175–187. Доржигушаева О. В. Экологическая этика буддизма // Биосфера: Междисциплинарный научный и прикладной журнал. 2013. Т. 5, No 2. С. 254–272. Иванов Вс. Переписка с А. М. Горьким. Из дневников и записных книжек. 2-е изд., доп. М.: Сов. писатель, 1985. 480 с. Иванов Вс. Возвращение Будды. Чудесные похождения портного Фокина. У. М.: Правда, 1991. 480 с. Иванов Вяч. Вс. Никому не известный писатель Всеволод Иванов // Вопросы литературы. 2010. No 4. С. 387–408. Иванова Т. В. «Надо всё-таки, чтобы чувствовалась боль...» // Иванов Вс. Похождения факира. М.: Правда, 1990. С. 3–14. Краснощекова Е. А. Поиски, несозвучные эпохе («Закат» И. Бабеля, «Блокада» Вс. Иванова) // XX век и русская литература: Alba Regina Philologiae: Сб. в честь 70-летия Г. А. Белой / Отв. ред. Ю. Троицкий; ред.-сост. В. И. Тюпа. М.: РГГУ, 2002. С. 140–149. Папкова Е. А. «Из Индии в Сибирь»: возвращение Всеволода Иванова // Сибирские огни. 2008. No 5. С. 160–163. Папкова Е. А. Сибирские источники прозы Вс. Иванова начала 1920-х годов // Сибирский филологический журнал. 2015. No 3. С. 17–26. Подобрий А. В. Принципы создания поликультурного пространства в повести Вс. Иванова «Возвращение Будды» // Мировая литература в контексте культуры. 2008. No 3. С. 98–100. Слоним М. Л. Всеволод Иванов // Слоним М. Л. Портреты советских писателей. Paris: Парабола, 1933. С. 62–73. Сорокина Г. А. Повесть Вс. Иванова «Возвращение Будды»: идеи революции и буддизма // Вестник Калмыцкого ун-та. 2016. No 2 (30). С. 156–163. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |