|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: Сказка А. Ремизова «Мтеулетинские камни» и образ горного духа-великана Авторы: Э. А. Саакян В рубрике Сюжет в литературе и фольклоре
Аннотация: Сказка А. Ремизова «Мтеулетинские камни» представляет собой авторскую обработку фольклорного сюжета, записанного на Кавказе в 1915 г. С падением роли животного как объекта охоты в качестве главного или даже единственного источника существования его функция переносится на другие предметы – на двери, горы. Горы, в которых пасет овец Нина в ремизовской сказке, вполне подходят под определение «толкучих» гор, являя собой вход в иное царство. Камнепад над избушкой пастушки является трансформацией сюжета о периодическом захлопывании дверей в «толкучих» горах. В статье рассматривается процесс перехода представлений о смерти-пожирательницы к представлениям о змее-пожирателе и связанные с ним представления о змее-похитителе. Устанавливаются основные черты похищения, в том числе и любовного, в представлениях разных народов. Ключевые слова: кавказскиe сказки, горный дух-великан, одинокая (белая) душа, толкучие горы, змей- похититель, змей-пожиратель, мотив похищения Список использованной литературы: Агаян Э. Б. Толковый словарь современного армянского языка. Ереван: Айастан, 1976. 1642 с. (на арм. яз.) Андреев Н. П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне. Л.: Гос. Русское географическое общество, 1929. 120 с. АНС – Армянские народные сказки. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1962. Т. 3. 672 с. (на арм. яз.) Арутюнян С. Б. Аждахак // Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 2008а. С. 40–41. Арутюнян С. Б. Артавазд // Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 2008б. С. 89. Арутюнян С. Б. Вишапы // Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 2008в. С. 194. Арутюнян С. Б. Дэвы // Мифы народов мира. М.: Сов. Энциклопедия, 2008г. С. 345–346. Арутюнян С. Б. Каджи // Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 2008д. С. 497. Арутюнян С. Б. Масис // Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 2008е. С. 645. Арутюнян С. Б. Торк Ангех // Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 2008ж. С. 991. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки: В 3 т. М.: ГИХЛ, 1958. Т. 2. 510 с. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки: В 3 т. М.: Наука, 1984. Т. 1. 511 с. Брагинский И. С. Дэвы // Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 2008. С. 345. ГНС – Грузинские народные сказки: В 2 кн. М.: Наука, 1988. Кн. 1. 337 с.; Кн. 2. 336 с. Зеленин Д. К. Великорусские сказки Пермской губернии // Зап. Имп. Русского географического общества по отделению этнографии. Пг., 1914. Т. 31. С. 656. Кодрянская Н. Алексей Ремизов. Париж, 1959. 330 с. Кун Н. Легенды и мифы древней Греции. 1922. 271 с. URL: https://librebook. me/legendy_i_mify_drevnei_grecii (дата обращения 15.10.2019). Лалаян Е. Джавахк // Этнографический журнал. 1896. No 1, Шуши. С. 345–346. (на арм. яз.) Никонов В. А. Краткий топонимический словарь. М.: Мысль, 1966. 510 с. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000. 336 с. Ремизов А. М. Собр. соч.: В 10 т. М.: Русская книга, 2000. Т. 2: Докука и балагурье. 716 с. Ремизов А. М. Среди мурья. М.: Северные дни, 1917. 235 с. Сирк Ю. Х. Вешапи // Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 2008. С. 194. СУС – Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка. Л.: Наука, 1979. 437 с. Тахо-Годи А. А. Ариадна // Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 2008а. С. 86. Тахо-Годи А. А. Борей // Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 2008б. С. 152. Тахо-Годи А. А. Гарпии // Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 2008в. С. 220. Чиковани М. Я. Амирани // Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 2008. С. 56. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |