|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: Дружба и обожание среди воспитанниц женских институтов в России начала ХХ века Авторы: А. Ф. Белоусов В рубрике Русская детская литература: сюжеты и гендер
Аннотация: Статья посвящена субкультуре сообщества, возникшего и существовавшего в институтах благородных девиц. Обычно девочки принимались в институты в возрасте десяти лет, когда у них еще не было никакого жизненного опыта, кроме домашнего. Оказавшись в непривычной для себя обстановке казенного учреждения, они испытывали шок от строго официальных отношений с институтским начальством и воспитательницами (классными дамами). Единственное, что хоть как-то отвлекало и успокаивало поступивших в институт, – это складывавшиеся отношения с другими девочками. Они становятся подружками: начинают говорить друг другу «ты», обращаются по имени, заступаются за подругу, вместе сидят по праздникам, долго беседуют после отхода ко сну и, конечно же, имеют общие «тайны». Институтская дружба служила опорой и поддержкой для жительниц этого «дома». Институтки старших и младших классов зачастую участвовали в другом «ритуале» институтской субкультуры. Это широко известное «обожание». Обожание заключало в себе и восхваление своего «предмета», и оказание ей определенных услуг (например, чинить перья или шить тетрадки). Во имя своего «ангела» институтка должна была исполнять любую ее просьбу. Обожательницы испытывали самые настоящие мучения (вроде (выкалывания булавкой на руке вензеля «божества») и совершали всяческие «подвиги» (например, ходили ночью на церковную паперть), лишь бы доказать силу своего чувства и обратить на себя благосклонное внимание обожаемой воспитанницы. Обожание вовсе не было «диким и нелепым», как считали передовые женщины 1860-х гг. Оно представляло собой определенную форму выражения своего преклонения перед лицами, воплощавшими институтские идеалы и совершенства. Обожая их, воспитанницы как бы репетировали будущую женскую роль. Возникавший между дружбой и обожанием конфликт становится основой для мелодраматической фабулы первой повести Лидии Чарской «Записки институтки» (1902), которая прослеживается в этой статье. Ключевые слова: женский институт, институтка, княжна Джаваха, подруга, дружба, обожание, самоотверженность, родная, болезнь, смерть Список использованной литературы: Белоусов А. Ф. Институтки // Институтки: Воспоминания воспитанниц инсти- тутов благородных девиц. М., 2001. С. 5–32. Водовозова Е. Н. На заре жизни: В 2 т. М., 1987. Т. 1. Львова М. А. Былые годы. М., 1900. Морозова Т. Г. В институте благородных девиц // Институтки: Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц. М., 2001. С. 389–506. Хвощинская С. Д. Воспоминания институтской жизни // Русский вестник. 1861. T. 35. С. 264–297, 512–568. Чарская Л. Записки институтки. СПб.; М., 1902. Чарская Л. Княжна Джаваха. СПб.; М., 1903. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |