|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: К истории русского мифа о великом грешнике: нарушители пятой заповеди в советской повести 1970-х годов (Ф. Абрамов, В. Тендряков, И. Грекова) Авторы: М. Н. Климова В рубрике Литературная жизнь сюжета
Аннотация: Метасюжет «покаяние и спасение великого грешника» получил мировую известность как часть христианской этической доктрины, закрепленную таинством исповеди. В силу ряда причин к началу Нового времени он утратил актуальность на Западе, но обрел вторую жизнь в России в качестве одного из мифов национального сознания. Для русских обработок мифа о великом грешнике характерен «соборный» подход к решению проблемы личной вины и искупления, а также тяготение к открытым финалам. Его мотивы и вариации широко представлены в произведениях русской классической литературы, не забывали о нем и советские писатели. Статья посвящена одному из вариантов бытования мифа в советский период – истории нарушителя пятой заповеди (о почитании родителей) на примере трех повестей 1970-х гг. «Поездка в прошлое» Ф. Абрамова (1974), увидевшая свет только в годы перестройки, стала одной из первых попыток правдивого изображения коллективизации. Главный герой этой маленькой повести, погружаясь в воспоминания, переоценивает людей и события юности. И свое отречение от отца, объявленного «врагом народа», ему удается искупить лишь ценой собственной жизни. Остросюжетная повесть В. Тендрякова «Расплата» (1979) посвящена расследованию тяжкого преступления – отцеубийства, совершенного подростком, но традиционная форма детективного повествования использована в ней для постановки злободневных этических вопросов современной жизни. Изучение причин и предыстории частной трагедии семьи Карякиных выявляет слабые места во взаимодействии личности и общества, семьи и государства, а также необходимость определения допустимых границ активного сопротивления злу. «Вдовий пароход» И. Грековой (1979), яркий образец «женской прозы», повествует о жизни обитателей московской коммунальной квартиры на протяжении нескольких десятилетий. Одна из главных сюжетных линий повести – драматические отношения матери и сына в семье Громовых. Жестокий юношеский максимализм и эгоцентризм, с одной стороны, и «рабство материнской любви», с другой, воздвигают стену отчуждения между некогда близкими людьми, преодолеть которую не сможет даже запоздалое раскаяние сына. Разнообразные по творческой манере повести сближают интерес их авторов к недавним страницам советской истории, активное использование мифологем русской и мировой культуры, а также трагедийное прочтение бессмертной евангельской притчи о блудном сыне. Ключевые слова: христианство и литература, национальные мифы, русская литература, советская литература, христианская этика, семейные отношения Список использованной литературы: Абрамов Ф. Поездка в прошлое: Повесть / Подгот. к печати Л. Крутиковой- Абрамовой // Новый мир. 1989. № 5. С. 5–20. Аверинцев С. С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность и современность: к 80-летию Ф. А. Пиотровского. М., 1972. С. 89–102. Гачев Г. Д. Русская дума: Портреты русских мыслителей. М., 1991. Грекова И. Вдовий пароход: Избранное. М., 1998. Климова М. Н. Великий канон Андрея Критского как источник его апокрифи- ческого жития // Общественное сознание населения России по отечественным нарративным источникам XVI–XX вв. Новосибирск, 2006а. С. 107–117. Климова М. Н. Из истории «Эдипова сюжета» в русской литературе // Вестник Томского гос. ун-та. Гуманитарные науки (Филология). 2006б. Вып. 8 (59). С. 60– 66. Климова М. Н. От протопопа Аввакума до Федора Абрамова: Жития «грешных святых» в русской литературе. М., 2010. Климова М. Н. «Покаяние и спасение великого грешника» как русский нацио- нальный миф: к постановке проблемы // Духовная культура и общественная мысль в России в литературных и исторических памятниках XVI–XX вв. Новоси- бирск, 2016. С. 142–157. Климова М. Н. Тюремно-лагерный локус русской литературы в контексте ми- фа о великом грешнике // Встречи и диалоги в смысловом поле культуры: Мате- риалы Вторых и Третьих культурологических чтений (Чернолучье, февраль 2012 г., Тара, октябрь 2012 г.). Омск, 2013. С. 48–62. Крутикова-Абрамова Л. В поисках истины // Новый мир. 1989. № 5. С. 20–38. Пушкин А. С. Собр. соч.: В 2 т. М., 1980. Т. 1. Тендряков В. Расплата: Повесть. М., 1982. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |