Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: «Всё – ум, везде – ум»: гоголевский мотив в философии Кречинского

Авторы: Е. Г. Падерина

В рубрике Литературная жизнь сюжета

Выпуск 2, 2019Страницы 14-23
УДК: 82-2DOI: 10.25205/2410-7883-2019-2-14-23

Аннотация: Сухово-Кобылин давно был признан преемником Гоголя-комедиографа, но до сих пор эта научная тема очерчена тезисно (сатирический взгляд и трагикомический способ отражения русской действительности). Между тем художественная концепция первой комедии Сухово-Кобылина и его трилогии в целом базируется на серьезном и вдумчивом диалоге с Гоголем об актуальных проблемах русской жизни. В статье, в частности, речь идет о важной, по мнению обоих драматургов, проблеме самосознания русского человека – соотношении понятий «ум» и «плутовство». Сближение этих понятий в одном литературном мотиве в русской комедиографии известно по комедии Грибоедова, Гоголь же рассмотрел соотношение этих понятий в воззрении на жизнь многих своих героев, в том числе Чичикова. Внимание автора статьи сконцентрировано на «Игроках» Гоголя и «Свадьбе Кречинского» Сухово-Кобылина, где мотив погружен в тему шулерства в карточной игре и в жизни. «Умные» плуты и шулеры у Гоголя принадлежат к разным поколениям, и в финале «Игроков» (1842) развенчана система ценностей уже самостоятельного Ихарева и юного недоросля Глова, оба оказываются перед новым выбором жизненного пути. Так комедиограф выразил тревогу о судьбе поколения молодых деятелей, а в своей последней книге («Выбранные места из переписки с друзьями», 1847) Гоголь с тревогой размышлял о судьбах России, упрекая современного русского человека в готовности прослыть хоть бы и плутом, но только не дураком. Кречинский – Ихарев своего поколения. Хотя он умнее и практичнее, а его амбиции много больше, коллизия героя Сухово-Кобылина подобна ихаревской: философия так же основана на приоритете ума («Всё – ум, везде – ум»), ум так же отождествляется с плутовством, в финале герой тоже терпит фиаско. Однако перспектив выбора, предложенных Гоголем поколению деятелей, Сухово-Кобылин не признает, и Кречинский в момент фиаско не испытывает сомнений в своей философии. Расплюев и Муромский воплощают две возможные для Ихарева судьбы, но не только жизнь Рас- плюева, шулера-неудачника, драматург оценивает отрицательно, но и в выборе Муромским стези успешного помещика перспектив не видит. Судьба гоголевских карточных игроков и авантюристов в изменившихся исторических условиях 1850-х гг. в первой пьесе трилогии Сухово-Кобылина оказывается незавидной.

Ключевые слова: Сухово-Кобылин, Гоголь, комедии, поколения, плуты, шулеры, мотив «ума»

Список использованной литературы:

Виноградов В. В. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. 360 с.

Вольперт Л. И. Пушкин и французская комедия XVIII в. // Пушкин: Исследо- вания и материалы / Отв. ред. Р. В. Иезуитова. Л.: Наука, 1979. Т. 9. С. 168–187.

Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: В 14 т. [Б. м.]: Изд-во АН СССР, 1949. Т. 5. 512 с.; 1952. Т. 8. 816 с.; Т. 9. 684 с.

Гроссман Л. Театр Сухово-Кобылина. М.; Л.: Изд. ВТО, 1940. 150 с.

Жизнь игрока, описанная им самим, или Открытыя хитрости карточной игры. Российское сочинение. Ч. 2. М.: В тип. А. Семена, 1827. 256 с.

Лотман Ю. М. «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской лите- ратуре начала XIX века // Лотман Ю. М. Пушкин. СПб.: Искусство-СПБ, 1997. С. 786–814.

Падерина Е. Г. К творческой истории «Игроков» Гоголя: история текста и по- этика. М.: ИМЛИ РАН, 2009. 448 с.

Ронен И. К пушкинским истокам драматургии Гоголя // Пушкинская конфе- ренция в Стэнфорде. 1999. Материалы и исследования / Под ред. Дэвида М. Бетеа и др. М.: ОГИ, 2001. С. 339–340.

Сухово-Кобылин А. В. Картины прошедшего / Изд. подгот. Е. С. Калмановский, В. М. Селезнев. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1989 (Серия «Литературные памят- ники»). 370 с.

Салтыков-Щедрин М. Е. Полн. собр. соч.: В 20 т. М.: Худож. лит., 1936. Т. 14. 624 с.

Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 100 т. М.: Наука, 2007. Т. 3. 583 с. (Серия «Художественные произведения»: В 18 т.)

Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода русской литературы. М.: Худож. лит., 1984. 511 с.

Gresset J.-B.-L. Le Méchant. Comedie en 5 actes en vers. Paris, 1747. 152 p.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН