Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Портрет художника в Германии: Мстислав Добужинский и «Русский Берлин» Статья I: Из Петрограда в Европу

Авторы: А. Б. Устинов

В рубрике Изобразительное искусство: сюжеты и судьбы

Выпуск 1, 2019Страницы 277-302
УДК: 73/76DOI: 10.25205/2410-7883-2019-1-277-302

Аннотация: Статья посвящена путешествию М. В. и Е. О. Добужинских в Европу в 1923 г., посеще- нию ими Литвы и приезду в Германию. Автор воссоздает обстоятельства этого визита по газетной хронике, архивным материалам и письмам художника его близким друзьям А. Н. Бенуа, Г. С. Верейскому, Б. М. Кустодиеву и Ф. Ф. Нотгафту и, в особенности, сы- новьям Ростиславу и Всеволоду. Автор реконструирует контекст начального пребывания Добужинских в Германии, в том числе специфику отношений художника внутри «русского Берлина». В отличие от ставших привычными посещений российских литераторов, визиты художников из советской России остаются достаточно редкими. Кроме того, Добужинский приезжает в Германию по командировке Наркомпроса, что, несмотря на его независимое положение в Петрограде, тем не менее, придает поездке дополнительный оттенок. В ре- зультате этой непроясненности, ему не удается осуществить свои рабочие намерения, в частности включавшие сотрудничество с русскими издательствами в Германии. На взгляд автора, причина такой отстраненности заключается в обостренном восприятии вопросов изобразительного искусства, установившемся в «русском Берлине» в результате прошедшей там на исходе 1922 г. Первой русской художественной выставки (Die erste russische Kunstausstellung). Эта первая официальная выставка, организованная советским правительством, поляризует эмиграцию в отношении к художникам, которых устроители выставки сознательно разделяют на «революционных», или «левых», и «традиционных», или «правых». Для эмигрантской публики первые представляют «большевистское» искус- ство, вторые ‒ «исконно русское». В соответствии с такими предпочтениями возникает очередной виток публичного противостояния русской прессы, а именно сменовеховской газеты «Накануне» и консервативной газеты «Руль». Апогеем этого противостояния стано- вится опубликованный вскоре после открытия выставки репортаж о встрече с Ф. А. Маля- виным и вызванный им скандал. Непосредственное отношение к газетным пикировкам имеет художественный критик «Накануне» Г. К. Лукомский ‒ в прошлом участник объединения «Мир Искусства». В свое время он был одним из персонажей «Азбуки “Мира Искусства”», созданной Добужинским, но, оказавшись в Германии, «сменил вехи» и занял просоветскую позицию в отношении к выставке. После приезда художника в Берлин Лу- комский напечатал о нем в целом комплиментарную, но довольно сумбурную статью. Од- нако его репутация, сложившаяся в результате конфликтных выступлений Лукомского в «Накануне», могла сослужить Добужинскому плохую службу. К сожалению, отношения художника с берлинскими издательствами не сложились, и мастерство Добужинского- графика во время его пребывания в Германии осталось, за редкими исключениями, не вос- требованным.

Ключевые слова: история русской эмиграции, история русского искусства ХХ века, русский Берлин, русские художники в Германии, русские книжные издательства, Первая русская художественная выставка, М. В. Добужинский, А. Н. Бенуа, Г. С. Верейский, Б. М. Кустодиев,

Список использованной литературы:

Альтман Н. «Футуризм» и пролетарское искусство // Искусство коммуны. 1918. № 2, 15 дек. С. 2.

Бенуа А. Н., Добужинский М. В. Переписка (1903‒1957) / Сост., подгот. текста и коммент. И. И. Выдрина. СПб.: Изд-во «Сад искусств», 2003. 304 с.

Берлинские изд<ания> классиков // Дни (Берлин). 1923. № 315, 17 нояб. С. 10.

Воззвание группы русских и немецких деятелей искусства // Голос России (Берлин). 1922. № 985, 9 июня.

Голлербах Э. Рисунки М. Добужинского. М.; Пг.: ГИЗ, 1923. 104 с., илл. Графика М. В. Добужинского / Текст С. Маковского и Ф. Нотгафта. [Берлин: Петрополис, 1924]. 80 с., илл.

Динерштейн Е. К истории отъезда М. Горького из Советской России (М. Горький и «Издательство З. И. Гржебина») // Новое литературное обозрение. 1997. № 26. С. 377–386.

Дм. <Рец. на:> Свинопас. Сказка Андерсена. Рис. М. Добужинского. Изд. З. И. Гржебина. Берлин, 1922 г. // Руль (Берлин). 1922. № 566, 8 окт. С. 11.

Добужинский М. Гржебин // Сегодня (Рига). 1929. № 102, 14 апр. С. 4.

Добужинский М. Азбука «Мира Искусства» / Автор проекта Г. Н. Рождественский. М.: Изд. журнала «Наше Наследие», 1998. 96 с., илл.

Добужинский М. Письма / Изд. подгот. Г. И. Чугунов. СПб.: Дмитрий Була- нин, 2001. 448 с.

Инцидент с картинами художника Малявина // Дни (Берлин). 1922, № 24, 26 нояб. С. 7.

Кудрин Арк. Услужающие // Руль (Берлин). 1922. № 597, 14 ноября. С. 2.

Л. У. О выставке русской живописи (Впечатления простого обывателя) // На- кануне (Берлин). 1922. № 191, 21 нояб. С. 5.

Лапшин В. Первая выставка русского искусства. Берлин. 1922 год: Материалы к истории советско-германских художественных связей // Советское искусство- знание’82. М.: Сов. художник, 1983. Вып. 1 (16). С. 327–362.

Лукомский Г. Заметки художника. Выставки и книги // Накануне (Берлин). 1922а. № 151, 5 окт. С. 6.

Лукомский Г. Кустодиев и Грабарь. (Выставка на Унтер-ден-Линден) // Нака- нуне (Берлин). 1922б, № 176, 3 нояб. С. 5.

Л<укомский> Г. Заметки художника. Наши художники // Накануне (Берлин). 1922в, № 178, 5 нояб. С. 7.

Лукомский Г. Открытое письмо художнику Ф. А. Малявину // Накануне (Бер- лин). 1922г, № 182, 10 нояб. С. 5.

Лукомский Г. Искусство в России по информации «Руля» // Накануне (Берлин). 1922д, № 184, 12 нояб. С. 8.

Мария Федоровна Андреева: Переписка. Воспоминания. Статьи. Документы. Воспоминания о М. Ф. Андреевой / Сост., ст. и коммент. А. П. Григорьевой, С. В. Щириной. М.: Искусство, 1961. 798 с., илл.

Маркаде Ж.-К. «Русский» или «российский» авангард? // Память как объект и инструмент искусствознания / Сост. Е. А. Бобринская, А. С. Корндорф; Гос. ин-т языкознания. М., 2016. С. 338–344.

Маяковский В. Полн. собр. соч.: В 13 т. / Подгот. текста и примеч. В. А. Арут- чевой, З. С. Паперного. М.: ГИХЛ, 1957. Т. 4: Стихотворения 1922 года, поэмы, агитлубки и очерки 1922‒1923 годов. 452 с.

Мстислав Добужинский: Живопись. Графика. Театр / Автор текста и сост. А. П. Гусарова. М.: Изобразительное искусство, 1982. 204 с., илл.

П<етровская> Н. <Рец.:> Ф. М. Достоевский. Игрок. Его же. Скверный анек- дот. Его же. Записки из подполья. Издательство И. П. Ладыжникова. Берлин, 1922 // Накануне (Берлин). 1922. № 196, 28 нояб. С. 5.

Поплавский Б. Берлинская выставка 1922 года / Публ. Э. Менегальдо; предисл. Э. Менегальдо, Ж.-К. Маркадэ; примеч. Ж.-К. Маркадэ // Диаспора: Новые мате- риалы. VII. СПб.; Париж: Athenaeum ‒ Феникс, 2005. С. 553–570.

Синезубов Н. О выставке русских художников // Дни (Берлин). 1922. № 1, 29 окт. С. 8.

Судьба и работа русских писателей, ученых и журналистов за 1918‒1922 гг. // Новая Русская Книга (Берлин). 1922. № 6. С. 31–35.

Толстой А. Торжествующее искусство // Общее Дело ‒ La cause commune (Па- риж). 1919. № 59, 9 окт. С. 4.

Флейшман Л., Хьюз Р., Раевская-Хьюз О. Русский Берлин 1921‒1923. По мате- риалам архива Б. И. Николаевского в Гуверовском институте. Paris: YMCA-Press, 1983. 424 с. (Литературное наследство русской эмиграции / Literary Archives of the Russian Emigration. Vol. 1)

Чугунов Г. М. В. Добужинский: Монография. Л.: Художник РСФСР, 1984. 300 с., илл.

Чуковский К. Дневник 1901‒1929 / Подгот. текста и коммент. Е. Ц. Чуковской. М.: Сов. писатель, 1991. 544 с.

Ященко А. Русская поэзия за последние три года // Русская Книга (Берлин). 1921. № 3. С. 1–17.

Erste Russische Kunstausstellung. Berlin 1922. Berlin: Galerie Van Diemen & CO; Gemälde neuer Meister. Unter den Linden 21, 1922. 31 S. + 21 S. Ill.

Marcadé J.-C. Ksenja Boguslavskaja (Pougny) on the “First Russian Exposition” in Berlin, 1922 // For SK: In Celebraion of the Life and Career of Simon Karlinsky / Ed. by Michael S. Flier and Robert P. Hughes. Oakland: Berkeley Slavic Specialties, 1994.

P. 184–190. (Modern Russian Literature and Culture. Studies and Texts. Vol. 33)

N. У художника Малявина // Руль (Берлин). 1922. № 587, 2 нояб. С. 5.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН