Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: МОТИВ ЗАМЕРЗАНИЯ / ЗАМОРОЗКИ В НОВЕЙШЕЙ РУССКОЙ ПРОЗЕ

Авторы: И. В. Кузнецов

В рубрике Литературная жизнь сюжета

Выпуск 1, 2018Страницы 160-167
УДК: 821.161.1; 82.31DOI: 10.25205/2410-7883-2018-1-160-167

Аннотация: Предметом статьи является мотив заморозки. Он связан происхождением с мотивом холода, устойчиво функционирующим в русской литературе с начала пушкинской эпохи. Мотив холода характерен для лиминальной фазы архаического протосюжета; в этом смысловом качестве он выступает и в литературных сюжетах. В русской литературе начиная с Гоголя он связан с темами смерти и демонизма. Гоголевская трактовка мотива холода продолжается у Салтыкова. Некрасов и затем авторы святочных рассказов соединили мотив холода с архаическими фольклорными представлениями. В эпоху модерна, в святочном рассказе Набокова, мотив замерзания обособляется, соединяясь с парным мотивом разморозки. Специфическую самостоятельность мотив заморозки обретает в русской прозе XXI столетия. Кругозору новой эпохи свойственна эпистема искусственной природы. Поэтому мотив заморозки приобретает фантастическую или технологическую окраску. Лиминальный характер и связь с темой смерти у него сохраняется. В произведениях В. Сорокина заморозка или соприкосновение со льдом – способ обретения скрытой самости персонажа, исполнения им своей миссии. У Е. Водолазкина, М. Кучерской, А. Геласимова мотив заморозки выступает в вариантной разновидности криогенирования. При этом в «Авиаторе» Е. Водолазкина криогенирование становится главным сюжетообразующим мотивом. Этот мотив также организует вокруг романа интертекстуальное поле, в котором актуализируется проблематика литературы, искусства и культуры русского модерна – эпохи, которой принадлежит герой произведения. Заморозка видится как способ научного преодоления смерти в перспективе научного воскрешения. Фамилия героя – Платонов – связывает его образ с именем писателя, в чьем творчестве подобные идеи развивались наиболее интенсивно. Здесь становится видимым размежевание мотивов холода и заморозки. В отличие от мотива холода, мотив заморозки содержит сему целенаправленности, он лиминален в подчеркнутой перспективе преображения. Это указывает на превращение мотива заморозки из варианта мотива холода в отдельную семантическую единицу. Применение частотного подхода к проявлениям мотива заморозки в современной русской литературе дает повод говорить о его самостоятельности. Кроме того, в рассмотренных текстах мотив заморозки сдвигает сюжетную ситуацию через новое событие в новую ситуацию. Таким образом, теоретические подходы к понятию мотива побуждают видеть мотив заморозки как достигающий самостоятельности в современной литературе.

Ключевые слова: мотив замерзания / заморозки, лиминальность, проза xxi века, криогенирование, преображение

Список использованной литературы:

Водолазкин Е. Г. Лавр: Роман. М.: Изд-во АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016.

Геласимов А. В. Холод: Роман в трех действиях с антрактом. М.: Эксмо, 2015.

Жолковский А. К. «Легкое дыхание» Бунина – Выготского семьдесят лет спустя // Жолковский А. К. Блуждающие сны: Статьи разных лет. СПб.: Азбука, 2016. С. 63–80.

Захаров В. Н. Пасхальный рассказ как жанр русской литературы // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 1994. С. 248–261.

Кучерская М. А. Ты была совсем другой: одиннадцать городских историй. М.: Изд-во АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017.

Ларионова Н. П. Мотив холода в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. Герцена. СПб., 2011. № 131. С. 190– 196.

Маркович В. М. Петербургские повести Н. В. Гоголя. Л.: Худож. лит., 1989.

Мароши В. В. Дионисийские мотивы в литературной неомифологии авиатора // Культура и текст. 2005. № 8. С. 16–33.

Осадчая Л. А. Повести Н. В. Гоголя: Малороссийское. Русское. Вечное. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2009.

Силантьев И. В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: очерк историографии. Новосибирск: Изд-во ИДМИ, 1999.

Словарь-указатель сюжетов и мотивов русской литературы: Экспериментальное издание. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. Вып. 2.

Сорокин В. Г. Лёд. М.: Ad Marginem, 2002.

Эпштейн М. Н. О значении детали в структуре образа («переписчики» у Гоголя и Достоевского) // Вопросы литературы. 1984. № 12. С. 134–145.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН