|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: «ИЗНАНКА КОВРА»: Ю. К. ГЕРАСИМОВ О ДУХОВНОМ СОПРОТИВЛЕНИИ В АБЕЗЬСКОМ ЛАГЕРЕ Авторы: О. Е. Рубинчик В рубрике Литературный сюжет и биографический факт. Материалы и публикации
Аннотация: Устные воспоминания литературоведа и театроведа Юрия Герасимова (1923–2003) посвящены его пребыванию в лагере в поселке Абезь у Северного полярного круга в первой половине 1950-х годов. Это был лагерь для нетрудоспособных (инвалидов, стариков), где содержались в заключении многие деятели культуры: религиозный философ Лев Карсавин, искусствовед Николай Пунин, поэт-футурист и прозаик Сергей Спасский, еврейские поэты Самуил Галкин и Яков Штернберг, режиссер и философ Александр Гавронский, египтолог Михаил Коростовцев, искусствовед и поэт Виктор Василенко и др. Герасимов рассказывает о своем общении с Пуниным и Карсавиным, о путях сохранения человеческого достоинства в нечеловеческих условиях. Фронтовик, студент третьего курса филологического факультета Ленинградского государственного университета, Герасимов был арестован в январе 1948 г., обвинен в антисоветской деятельности в составе студенческой группы и приговорен к 10 годам лагерей строгого режима. В Абезь он попал после пяти лет работы в угольных шахтах Инты (Республика Коми). Несмотря на изнуренное состояние, Герасимов сохранил «страсть к обучению». В Абези он, как молодой человек, был в бригаде по обслуживанию лагеря, но вечером, после рабочего дня, старался учить языки. Древнегреческим языком он занимался с Карсавиным. Герасимов, как и многие другие, делал альбомы, в которые записывал стихи – не только те, что помнил сам, но и те, которые ему читали наизусть его собеседники, в их числе были эмигранты, знавшие недоступную советским читателям эмигрантскую поэзию. При обысках эти альбомы отнимали и уничтожали, но записанные стихи оставались в памяти. Однако главным способом духовного обогащения для Герасимова были беседы с людьми старшего поколения – представителями русского искусства и науки. В том дружеском кругу, в котором оказался Герасимов, была «конвекция идей» – и это помогало выстоять. По словам Герасимова, духовное сопротивление – это не обязательно сознательное сопротивление тоталитарному режиму и всему, что его сопровождало. Некоторые лагерники, например, просто изучали по книжке шахматы – и это была умственная жизнь. «Религия, конечно, была тоже очень мощной сферой, которая поддерживала человека»: в лагере были представители разных религий, разных конфессий. И среди людей разных национальностей, иностранцев, были такие, «которые очень достойно вели себя в лагере». Ключевые слова: сталинские репрессии, Абезь, Абезьский лагерь, мемуары, Ю. К. Герасимов, Н. Н. Пунин, Л. П. Карсавин, В. М. Василенко, В. Шимкунас Список использованной литературы: Анненский И. Ф. Письма: В 2 т. СПб.: ИД «Галина скрипсит»; Изд-во им. Н. И. Новикова, 2007. Т. 1. 528 с. Бегичева О. С. Биографическая заметка о Ин. Фед. Анненском и Н. П. Бегичевой // Иннокентий Анненский глазами современников. СПб.: Росток, 2011. С. 151–153. Ванеев А. А. Два года в Абези. В память о Л. П. Карсавине. Брюссель: Жизнь с Богом; Paris: La Presse Libre, 1990. 414 с. Василенко В. М. Далекие ночи [Воспоминания о Д. Андрееве] // Андреев Д. Собр. соч.: В 3 т. М., 1997. Т. 3, кн. 2. С. 385–396. Веттер Г. А. Л. В. Карсавин. Биобиблиографический очерк // Ванеев А. А. Два года в Абези. В память о Л. П. Карсавине. Брюссель: Жизнь с Богом, Paris: La Presse Libre, 1990. С. 9*–19*. Виктор Михайлович Василенко. Ведет беседу М. В. Радзишевская // Анна Ахматова в записях Дувакина. М., 1999. C. 306–332. Иннокентий Анненский (1855–1909): жизнь – творчество – эпоха. М.: Азбуковник, 2016. 400 с. Карсавин Л. П. Джордано Бруно. Берлин: Обелиск, 1923б. 275 с. Карсавин Л. П. Диалоги. Берлин: Обелиск, 1923в. 112 с. Карсавин Л. П. О началах: Опыт христианской метафизики. Берлин: Обелиск, 1925. 143 с. Карсавин Л. П. Поэма о смерти. Kaunas, 1932. 80 с. Карсавин Л. П. Святые отцы и учители Церкви. Paris: YMCA-PRESS, 1927. 175 с. Карсавин Л. П. Философия истории. Берлин: Обелиск, 1923а. 358 с. Карсавин Л. П. «Noctes petropolitanae». Пг.: 5-я гос. тип., 1922. 202 с. Карсавин Л. П. Saligia, или Весьма краткое и душеполезное размышление о Боге, мире, человеке, зле и семи смертных грехах. Пг.: Наука и школа, 1919. 75 с. Лукницкий П. Н. Acumiana. Встречи с Анной Ахматовой: В 2 т. Paris: YMCAPRESS, 1991. Т. 1. 350 с. Полетаев Е., Пунин Н. Против цивилизации / Предисл. А. В. Луначарского. Пб.: 4-я гос. тип., 1918. 138 с. Пунин Н. Андрей Рублев: Очерк. Пг.: Аполлон, 1916. 24 с. Пунин Н. Н. Мир светел любовью. Дневники. Письма. М., 2000. 527 с. Пунин Н. Н. Новейшие течения в русском искусстве: Л.: Гос. Русский музей, 1927. Вып. 1. 14 с.; 1928. Вып. 2. 16 с. Пунин Н. Н. О Татлине. М.: Литературно-художественное агентство «RА», 1994. 125 с. Пунин Н. Н. Русское и советское искусство. М.: Сов. художник, 1976. 262 с. Пунин Н. Н. Фрагмент из воспоминаний, написанных в середине сороковых годов, по дневникам 1904–1906 гг. / Публ. А. Г. Каминской, Н. Л. Зыкова, П. Л. Зыкова // Иннокентий Анненский (1855–1909): жизнь – творчество – эпоха. М.: Азбуковник, 2016. С. 69–86. Рубинчик О. «Реквием» по жертвам репрессий // Русская мысль. 2000. № 4344, 7–13 дек. С. 9. Рыков А. Между консервативной революцией и большевизмом: тотальная эстетическая мобилизация Николая Пунина // Новое литературное обозрение. 2016. № 4 (140). С. 240–258. Шаронов В. «Он всегда был русским» // Русская мысль (Париж). 1990. № 3828, 18 мая. Специальное приложение. Юрий Константинович Герасимов (9 сентября 1923 – 11 июня 2003) // Русская литература. 2003. № 3. С. 239. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |