|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: МОТИВНЫЙ КОМПЛЕКС И ТРОПЕИКА САМОСОЖЖЕНИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIХ – ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА Авторы: В. В. Мароши В рубрике Сюжет и тезаурус смерти
Аннотация: Комплекс мотивов, связанных с самосожжением, появился в русской литературе в результате литературно-богословских дискуссий об уникальном явлении, продолжавшемся с середины XVII до первой половины XIX века – самосожжении, массовых самоубийствах старообрядцев-беспоповцев, мотивированных надеждой на спасение от антихриста и его слуг. Собственно литературно-нарративный комплекс мотивов сформировался в русском историческом и этнографическом романах XIX–XX вв. Повествование о самосожжении в романе Мережковского стало наиболее объемным, подробным и критическим в русской прозе. Набор тропов, относящихся к самосожжению, как система метафор образуется в начале XX века под влиянием нескольких факторов. Наиболее очевидна традиция образа страсти как огня и даже огненной смерти души, восходящая в поэзии русского классициз- ма и романтизма как к античным и библейским образцам, так и к фольклорным заговорам. Сходство жизни и горения, любви и огня, поэзии и огня занимало важное место в поэтиче- ской риторике Пушкина. Однако с начала 1900-х годов эта метафора получила неомифологическое _______обоснование в очерках и философской лирике Вяч. Иванова как элемент неодионисийского обряда, образованного из эстетики Ницше и представлений о теургической миссии поэта-жреца В. Соловьева. Таким образом, система метафор самосожжения, реализованных в основном в лирических произведениях и модернистских метатекстах, формируется из разных источников: традиции риторического образа страсти и творчества, мифопоэтического образа Феникса, русского старообрядческого «крещения огнем», пере- осмысленного русскими модернистами как обряд жертвоприношения. Лирические тропы самосожжения универсальны. Эпические мотивы, наоборот, используются в сатирическом, реалистическом и даже натуралистическом повествовании внутри определенного исторического периода и природной среды. Самопожертвование как сюжетное событие локализуется на северной периферии русского пространства, оно в соответствии с историческим контекстом происходит в эпоху Петра I. Для него характерна повторяющаяся система персонажей (офицер, проводник, старец и его ученик) и мотивов (конфликт властей и старообрядцев, настойчивость обеих конфликтующих группировок, нагота, безумие). Ключевые слова: мотив, исторический роман, троп, самосожжение, ритуал, теургия Список использованной литературы: Белый А. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1966. 656 с. Брюсов В. Священная жертва // Брюсов В. Собр. соч.: В 7 т. М.: Худож. лит., 1975. Т. 6: Статьи и рецензии 1893–1924. «Далекие и близкие». С. 94–100. Бурлюк Д., Бурлюк Н. Стихотворения. СПб.: Академический проект, 2002. 584 с. Волошин М. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. М.: Прав- да, 1991. 480 с. Гершензон М. О. Гольфстрем. М.: Нар. образование, 1996. 128 с. Зенкевич М. А. Сказочная эра: Стихотворения. Повесть. Беллетристические мемуары. М.: Школа-Пресс, 1994. 688 с. Иванов В. И. Стихотворения. Поэмы. Трагедия. СПб.: Академический проект, 1995. Т. 1. 480 с.; Т. 2. 432 с. Ивнев Р. Самосожжение (Откровение). Пг.: Очарованный странник, 1916. Кн. 1. 16 с. Карпов П. Пламень. Русский ковчег. Из глубины. М.: Худож. лит., 1991. 368 с. Клюев Н. Избранное. М.: ОГИ, 2009. 592 с. Кожевникова Н. А. Тропы и образные ряды в поэтических текстах Пушкина // Рус. язык. 2000. № 21 (237). С. 5–11. Куняев С. Николай Клюев. М.: Молодая гвардия, 2014. 647 с. Лажечников И. И. Последний Новик. М.: Худож. лит., 1990. 511 с. Личутин В. Раскол: Роман: В 3 кн. М.: ИТРК, 2008. Кн. 3: Вознесение. 672 с. Мандельштам О. Соч. В 2 т. М.: Худож. лит., 1990. Т. 2: Проза. 464 с. Мариенгоф А. Стихотворения и поэмы. СПб.: Академический проект, 2002. 352 с. Мельников-Печерский П. Собр. соч.: В 8 т. М.: Правда, 1976. Т. 4: В лесах. Кн. 2. 372 с. Мережковский Д. С. Некрасов и Тютчев: две тайны русской поэзии. СПб., 1915. 123 с. Мережковский Д. С. Собр. соч.: В 4 т. М.: Правда, 1990. Т. 2: Христос и Антихрист. II. Воскресшие боги (Леонардо да Винчи). III. Антихрист (Петр и Алексей). 766 с. Пулькин М. В. Самосожжения старообрядцев (середина XVII – XIX в.). М.: Изд-во Ун-та Дмитрия Пожарского, 2013. 334 с. Пушкин А. Соч.: В 3 т. М.: Худож. лит., 1985. Т. 1: Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма. 735 с.; Т. 2: Поэмы; Евгений Онегин; Драматические произведения. 527 с. Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. 701 с. Сологуб Ф. Стихотворения. Л.: Сов. писатель, 1975. 679 с. Толстой А. Н. Собр. соч.: В 10 т. М.: ГИХЛ, 1959. Т. 7: Петр Первый. Роман. 864 с. Хлебников В. Творения. М.: Сов. писатель, 1986. 736 с. Ходасевич В. Бесславная слава // Анна Ахматова. Pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. С. 188–189. Цветаева М. И. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1990. 800 с. Эткинд А. Хлыст (Секты, литература и революция). М.: Новое литературное обозрение, 1998. 688 с. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |