Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: МОТИВНЫЙ КОМПЛЕКС И ТРОПЕИКА САМОСОЖЖЕНИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIХ – ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА

Авторы: В. В. Мароши

В рубрике Сюжет и тезаурус смерти

Выпуск 2, 2017Страницы 57-72
УДК: 821.161.1DOI:

Аннотация: Комплекс мотивов, связанных с самосожжением, появился в русской литературе в результате литературно-богословских дискуссий об уникальном явлении, продолжавшемся с середины XVII до первой половины XIX века – самосожжении, массовых самоубийствах старообрядцев-беспоповцев, мотивированных надеждой на спасение от антихриста и его слуг. Собственно литературно-нарративный комплекс мотивов сформировался в русском историческом и этнографическом романах XIX–XX вв. Повествование о самосожжении в романе Мережковского стало наиболее объемным, подробным и критическим в русской прозе. Набор тропов, относящихся к самосожжению, как система метафор образуется в начале XX века под влиянием нескольких факторов. Наиболее очевидна традиция образа страсти как огня и даже огненной смерти души, восходящая в поэзии русского классициз- ма и романтизма как к античным и библейским образцам, так и к фольклорным заговорам. Сходство жизни и горения, любви и огня, поэзии и огня занимало важное место в поэтиче- ской риторике Пушкина. Однако с начала 1900-х годов эта метафора получила неомифологическое _______обоснование в очерках и философской лирике Вяч. Иванова как элемент неодионисийского обряда, образованного из эстетики Ницше и представлений о теургической миссии поэта-жреца В. Соловьева. Таким образом, система метафор самосожжения, реализованных в основном в лирических произведениях и модернистских метатекстах, формируется из разных источников: традиции риторического образа страсти и творчества, мифопоэтического образа Феникса, русского старообрядческого «крещения огнем», пере- осмысленного русскими модернистами как обряд жертвоприношения. Лирические тропы самосожжения универсальны. Эпические мотивы, наоборот, используются в сатирическом, реалистическом и даже натуралистическом повествовании внутри определенного исторического периода и природной среды. Самопожертвование как сюжетное событие локализуется на северной периферии русского пространства, оно в соответствии с историческим контекстом происходит в эпоху Петра I. Для него характерна повторяющаяся система персонажей (офицер, проводник, старец и его ученик) и мотивов (конфликт властей и старообрядцев, настойчивость обеих конфликтующих группировок, нагота, безумие).

Ключевые слова: мотив, исторический роман, троп, самосожжение, ритуал, теургия

Список использованной литературы:

Белый А. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1966. 656 с.

Брюсов В. Священная жертва // Брюсов В. Собр. соч.: В 7 т. М.: Худож. лит., 1975. Т. 6: Статьи и рецензии 1893–1924. «Далекие и близкие». С. 94–100.

Бурлюк Д., Бурлюк Н. Стихотворения. СПб.: Академический проект, 2002. 584 с.

Волошин М. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. М.: Прав- да, 1991. 480 с.

Гершензон М. О. Гольфстрем. М.: Нар. образование, 1996. 128 с.

Зенкевич М. А. Сказочная эра: Стихотворения. Повесть. Беллетристические мемуары. М.: Школа-Пресс, 1994. 688 с.

Иванов В. И. Стихотворения. Поэмы. Трагедия. СПб.: Академический проект, 1995. Т. 1. 480 с.; Т. 2. 432 с.

Ивнев Р. Самосожжение (Откровение). Пг.: Очарованный странник, 1916. Кн. 1. 16 с.

Карпов П. Пламень. Русский ковчег. Из глубины. М.: Худож. лит., 1991. 368 с.

Клюев Н. Избранное. М.: ОГИ, 2009. 592 с.

Кожевникова Н. А. Тропы и образные ряды в поэтических текстах Пушкина // Рус. язык. 2000. № 21 (237). С. 5–11.

Куняев С. Николай Клюев. М.: Молодая гвардия, 2014. 647 с.

Лажечников И. И. Последний Новик. М.: Худож. лит., 1990. 511 с.

Личутин В. Раскол: Роман: В 3 кн. М.: ИТРК, 2008. Кн. 3: Вознесение. 672 с.

Мандельштам О. Соч. В 2 т. М.: Худож. лит., 1990. Т. 2: Проза. 464 с.

Мариенгоф А. Стихотворения и поэмы. СПб.: Академический проект, 2002. 352 с.

Мельников-Печерский П. Собр. соч.: В 8 т. М.: Правда, 1976. Т. 4: В лесах. Кн. 2. 372 с.

Мережковский Д. С. Некрасов и Тютчев: две тайны русской поэзии. СПб., 1915. 123 с.

Мережковский Д. С. Собр. соч.: В 4 т. М.: Правда, 1990. Т. 2: Христос и Антихрист. II. Воскресшие боги (Леонардо да Винчи). III. Антихрист (Петр и Алексей). 766 с.

Пулькин М. В. Самосожжения старообрядцев (середина XVII – XIX в.). М.: Изд-во Ун-та Дмитрия Пожарского, 2013. 334 с.

Пушкин А. Соч.: В 3 т. М.: Худож. лит., 1985. Т. 1: Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма. 735 с.; Т. 2: Поэмы; Евгений Онегин; Драматические произведения. 527 с.

Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. 701 с.

Сологуб Ф. Стихотворения. Л.: Сов. писатель, 1975. 679 с.

Толстой А. Н. Собр. соч.: В 10 т. М.: ГИХЛ, 1959. Т. 7: Петр Первый. Роман. 864 с.

Хлебников В. Творения. М.: Сов. писатель, 1986. 736 с.

Ходасевич В. Бесславная слава // Анна Ахматова. Pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. С. 188–189.

Цветаева М. И. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1990. 800 с.

Эткинд А. Хлыст (Секты, литература и революция). М.: Новое литературное обозрение, 1998. 688 с.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН