|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: КНИГА ИОНЫ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТРАТЕГИИ Авторы: М. Н. Климова В рубрике
Аннотация: Две тысячи лет ветхозаветная Книга Ионы является частью мирового литературного процесса. Статья посвящена художественным стратегиям этого библейского фрагмента, получившим развитие в творчестве писателей последующих веков. Текст Книги состоит из двух частей – сказочной «морской» и условно исторической «ниневийской». Это позволяет увидеть в нем контаминацию двух самостоятельных сюжетов с общим героем. Стратегически значимой особенностью памятника в первую очередь является его необычная смысловая емкость. Этот лаконичный текст богат игрой слов и выражений, насыщен многозначными деталями, поступки персонажей Книги загадочны и допускают разные объяснения. Финал ее открыт, и о дальнейшей судьбе пророка Ионы остается строить догадки. Особенностью памятника является и странная для пророческой книги неоднозначность заглавного героя. К тому же при истолковании его образа допустимы три степени обобщения: пророк Иона – и конкретная личность, и олицетворение некоторых черт Избранного Народа, и «человек вообще». Наивная оболочка «старой сказки о пророке и ките» наполнена глубоким смыслом за счет переосмысления ее автором некоторых архаичных сюжетов (например, сюжета о путешествии в царство смерти). Глубокий след оставили в мировой культуре «морская» часть Книги – один из первых опытов литературной маринистики, и ее основные герои – поэт-пророк и морское чудовище Рыба-Кит. Намечены генеалогия и эволюция восприятия этого загадочного существа, более понятного для мифолога, чем для натуралиста. По мере развития нашего экологического сознания возрастает значение еще одной темы Книги – любви Создателя к каждому из Его творений. Перечисленные стратегии определили многоуровневое влияние этого памятника на разные явления литературного процесса – от средневековой агиографии и литургической поэзии до современного «метаромана», от новеллы-притчи и лирического стихотворения до детской сказки и юморески. Наблюдения автора иллюстрированы примерами из всемирной литературы. Из русских писателей в этой связи упомянуты А. С. Пушкин, Н. С. Лесков, А. П. Чехов, И. А. Бунин, К. И. Чуковский, Саша Черный, М. Успенский, А. Ким и другие авторы. Ключевые слова: всемирная литература, русская литература, библейские мотивы и образы, мифологические сюжеты, христианство и литература, интертекстуальные отношения Список использованной литературы: Аверинцев С. С. Древнееврейская литература // История всемирной литературы. М., 1983. Т. 1. С. 273–302. Александр (Милеант), епископ Буэнос-Айресский и Южноамериканский. Ключ к Библии: История создания, краткое содержание, толкование Св.<ященного> Писания. М., 2005. Вавилонская башня и другие библейские предания / Под общ. ред. К. И. Чуковского. М., 1991. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992. Десницкий А. С. Книга пророка Ионы: Пер. с древнееврейского // Альфа и Омега. СПб., 2005. Вып. 1 (24). С. 49–60. Климова М. Н. К вопросу о восприятии библейской Книги Ионы // Власть, общество и человек в исторических и литературных памятниках XVI–XX вв. Новосибирск, 2012а. С. 3–16. Климова М. Н. Петух апостола Петра (о некоторых отражениях евангельского мотива в русской литературе) // Лирические и эпические сюжеты и мотивы в русской литературе: Сб. науч. тр. Новосибирск, 2012б. С. 88–100. Книга Ионы / Пер. С. Апта // Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. С. 554–557. Книга Ионы / Пер. Э. Г. Юнца // Мир Библии. М., 1997. Вып. 4. С. 64–66. Мифы и легенды народов мира: Библейские истории / А. И. Немировский, А. П. Скогорев. М., 2007. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1994. Орлова Н. М. Библейский текст как генератор прецедентности: Книга пророка Ионы // Вестн. Саратов. гос. ун-та. Филология. Журналистика. 2014. Т. 124, № 3. С. 5–9. Тамарченко Н. Д. Генезис форм субъективного повествования в эпическом сюжете (Книга пророка Ионы) // Изв. АН. Серия литературы и языка. 1995. Т. 54, № 5. С. 37–49. Чумаков Ю. Н. Акула и Гусев (финал чеховского рассказа) // Поэтика финала. Новосибирск, 2009. С. 191–194. Эйделькинд Я. К интерпретации Книги Ионы // Библия: литературные и лингвистические исследования. М., 1998. Вып. 1. С. 81–112. Thompson S. The types of the folktale. A classification and bibliography. Antti Aarne’s “Verzeichnis der Märchentypen” (FFC № 3) translated and enlarged. Helsinki, 1964. [Vol.] 3. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |