|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: О ПОСЛЕДНЕЙ СТРОКЕ ПУШКИНСКОГО «ПАМЯТНИКА»: А. С. ПУШКИН И ЦАРЬ СОЛОМОН Авторы: Е. Я. Курганов В рубрике
Аннотация: Статья посвящена обоснованию гипотезы автора об источнике последних строк стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг…». Сюжет о споре с глупцом восходит к Книге Притч царя Соломона и к Талмуду. Последняя строка «Памятника» окрашивает весь текст стихотворения неожиданными смыслами и определяет поворот от античности к новому культурному ориентиру, к иудейской литературе Премудрости, одним из ярчайших выражений которой является Книга Притч царя Соломона. Ключевые слова: Библия, Ветхий Завет, иудаизм, Книга Притч царя Соломона, Пушкин, русская поэзия, Талмуд Список использованной литературы: 1. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977. Т. 3: Стихотворения, 1827–1836. 2. Алексеев М. П. Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг» // Алексеев М. П. Пушкин и мировая литература / Отв. ред. Г. П. Макогоненко, С. А. Фомичев. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1987. С. 5–265. 3. Пумпянский Л. В. Об оде А. Пушкина «Памятник» (1923) // Пумпянский Л. В. Классическая традиция: Собрание трудов по истории русской литературы / Отв. ред. А. П. Чудаков, сост. Е. М. Иссерлина, Н. И. Николаева; вступ. ст., подгот. текста и примеч. Н. И. Николаева. М.: Языки русской культуры. 2000. С. 197–209. (Язык. Семиотика. Культура) 4. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. Л.: Просвещение, 1983. 5. Набоков В. В. Комментарий к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». СПб.: Искусство, 1998. 6. Пиркей Авот. Поучение Отцов / Соврем. коммент. раввина Р. П. Булка. М.; Иерусалим: Даат – Знание, 2001. 7. Вавилонский Талмуд. Трактат Бава Меция. Первая глава: Комментированное издание раввина Адина Эвен-Исраэль (Штейнзальца) / Пер. и ред. З. Мешкова. М.: Российский Научный центр «Курчатовский институт», 1995. 8. Трактат Авот: С комментариями / Коммент. П. Кегати; пер. П. Криксунов; ред. Г. Брановер. Иерусалим: Шамир, 1984. 9. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. 4-е изд. Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. 10. Вавилонский Талмуд. Антология Аггады / С толкованиями раввина Адина Эвен-Исраэль (Штейнзальца); пер. и коммент. У. Гершовича, А. Ковельмана; под общ. ред. Адина Эвен-Исраэля (Штейнзальца), С. С. Аверинцева. М.; Иерусалим: Институт изучения иудаизма в СНГ [и др.], 2001. Т. 1. 11. Гершензон М. О. Мудрость Пушкина. М.: Тип. Товарищества «Книгоиздательство Писателей в Москве», 1919. 12. Мишна: Трактат Шабат / авт. примеч. П. Кегати; пер. с иврита Й. Векслер. Иерусалим: Амана, 2003. 13. Иванов Вяч. Вс. К исследованию архаизмов в «Памятнике» Пушкина // Лотмановский сборник / Ред.-сост. Е. В. Пермяков. М.: Гарант, 1995. Вып. 1. С. 413–419. 14. Мальчукова Т. Г. О сочетании античной и христианской традиций в лирике А. С. Пушкина 1820-х – 1830-х годов // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков: цитата, реминисценция, мотив, символ, жанр. Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. гос. ун-та, 1994. С. 84–131. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |