|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: ВАРИАНТЫ СЮЖЕТА «ПОЕДИНОК ЧЕЛОВЕКА С МЕДВЕДЕМ» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В. САНГИ, А. НЕМТУШКИНА, Г. КЭПТУКЭ И ДРУГИХ ПИСАТЕЛЕЙ Авторы: Н. А. Непомнящих В рубрике Литературная жизнь сюжета
Аннотация: Сюжет встречи охотника с медведем в тайге является распространенным в литературах народов Сибири, что обусловлено как жизненным материалом, который служит сюжетной основой для большинства произведений, так и общностью фольклорного пласта культур многих сибирских народов. Однако до сих пор не было предпринято попыток анализа и сопоставления сходных сюжетов в произведениях авторов – представителей разных национальных литератур: мансийского писателя Ю. Шесталова, нивхского автора В. Санги, нанайского писателя Г. Ходжера и эвенкийской писательницы Г. Кэптукэ. Выявлено несколько вариаций сюжета «поединок человека с медведем» и сопутствующие ему мотивы. Общими мотивами для различных вариантов сюжета являются мотив испытания молодого охотника (удачное / неудачное испытание), а также мотив нарушения старинного обычая на охоте или перед нею, повлекшего неудачный для охотника исход. В целом сюжет о столкновении человека и медведя – один из самых распространенных в этих литературах. Ключевые слова: сюжет, мотив, поединок человека и медведя, Владимир Санги, Галина Кэптукэ, Григорий Ходжер, Юван Шесталов, нивхская литература, эвенкийская литература Список использованной литературы: 1. Бурыкин А. А. Мифологические рассказы о медведе у народов Северо-Восточной Азии и Северной Америки // Сибирская заимка. Языки и фольклор. URL: http://zaimka.ru/ethnography/burykin10.shtml (дата обращения 05.12.2014). 2. Василевич Г. М. О культе медведя у эвенков // Религиозные представления и обряды у народов Сибири и Севера. Сборник Музея антропологии и этнографии. Л., 1971. Т. 27. 3. Кернер Ф. Медведь в обрядах перехода // Образы и сакральное пространство древних эпох. Екатеринбург: Аква-Пресс, 2003. С. 49–66. URL: http://otorten.ru/ kerner-perehod.html (дата обращения 02.02.2014). 4. Рассадин В. И. О культе медведя у тофаларов // Новые исследования Тувы. 2013. № 3. URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_19/6481-rassadin.html (дата обращения 23.01.2015). 5. Сагалаев К. Медвежий праздник современных казымских хантов // Традиции и инновации в современном фольклоре народов Сибири: Сб. науч. ст. и материалов / Отв. ред. Г. Е. Солдатова. Новосибирск: Арта, 2008. 135 с. 6. Соколова З. П. Культ медведя и медвежий праздник в мировоззрении и культуре народов Сибири // Этнос и культура. 2002. № 1. С. 41–58. 7. Бологова М. А. Повторяющиеся мотивы в художественной системе Ю. Рытхэу // Сюжетно-мотивные комплексы русской литературы. Новосибирск, 2012. 8. Санги В. Последняя дань обычаю // У истока. М.: Современник, 1981. С. 316–327. 9. Василевич Г. М. Древние охотничьи и оленеводческие обряды эвенков // Религиозные представления и обряды у народов Сибири и Севера. Сборник Музея антропологии и этнографии. Л., 1971. Т. 17. 10. Санги В. Женитьба Кевонгов // У истока. М.: Современник, 1981. С. 9–161. 11. Нивхские мифы и сказки. М., 2010. 12: Новая азбука и книги для чтения. 1874–1875. 13. Санги В. Голубые горы // У истока. М., 1981. С. 309–316. 14. Кэптукэ Г. Маленькая Америка. М., 1991. 15. Ходжер Г. Конец большого дома // Электронная библиотека детективов. URL: http://detectivebooks.ru/book/download/21180211/ (дата обращения 01.02. 2015). 16. Шесталов Ю. Хозяин тайги // Юван Шесталов. Когда качало меня солнце. Синий ветер каслания. Владимир Санги. Женитьба Кевонгов. Ложный гон. Свердловск, 1987. 17. Немтушкин А. Мне снятся небесные олени. М., 1982. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |