|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: МОТИВ СМЕРТИ – ВОСКРЕСЕНИЯ В СИБИРСКОМ ТЕКСТЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО Авторы: В. И. Габдуллина В рубрике Сюжет и тезаурус смерти
Аннотация: Рассматривается мортальный сюжет романа «Записки из Мертвого дома», который разворачивается у Достоевского в соответствии с идеей автора о духовном воскресении через страдание. Сибирь у Достоевского представляет собой пространство смерти (воплощенное в образе острога), пройдя через которое, его герои возвращаются к жизни. Сибирь – это почва, которая принимает «падшее зерно» и дает жизнь новому «плоду». Мотив воскрешения Сибирью получает развитие в сюжетах ряда произведений Достоевского, что позволяет говорить о функционировании мотива в сибирском тексте писателя. В публицистическом дискурсе в соответствии с историософской концепцией почвенничества Достоевского Сибирь приобретает значение топоса возрождения не только отдельной личности, но и всей нации. Ключевые слова: мотив, сибирский текст, композиция, сюжет, почвенничество, топос возрождения Список использованной литературы: 1. Тюпа В. И. Мифологема Сибири: к вопросу о «сибирском тексте» русской литературы // Сибирский филологический журнал. 2002. № 1. С. 27–35. 2. Лотман Ю. М. Сюжетное пространство русского романа // Лотман Ю. М. О русской литературе. М.; СПб.: Искусство – СПБ, 1997. 848 с. 3. Итокава К. Записки о «Живом доме» // Достоевский в культурном контек- сте XX века. Омск, 1995. С. 152–157. 4. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.; СПб.: Наука, 1972–1990. 5. Касаткина Т. А. «Записки из Мертвого дома»: сцена в бане и ее иконописный первообраз. Образ Исая Фомича // Достоевский и современность: Материалы XXI Международных Старорусских чтений 2006 г. Великий Новгород, 2007. С. 142–152. 6. Тоичкина А. Поэтика символа в «Божественной комедии» Данте и в «Записках из Мертвого дома» Достоевского // Достоевский и мировая культура: Альманах. М., 2013. № 30, ч. 1. С. 83–108. 7. Шунков А. В. Литературная традиция Ф. М. Достоевского в польской беллетристике (Ф. М. Достоевский «Записки из Мертвого дома» и Шимон Токаржевский «Семь лет каторги») // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. 2011. № 6. С. 145–153. 8. Разумова Н. Е. Чехов, Сибирь и литературная традиция // Проблемы литературных жанров: Материалы IX Межвуз. науч. конф. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. С. 37–42. 9. Ядринцев Н. М. Достоевский в Сибири // Литературное наследство Сибири. Новосибирск: Наука, 1980. Т. 5. С. 58–66. 10. Ядринцев Н. М. Сибирь перед судом русской литературы // Литературное наследство Сибири. Новосибирск: Наука, 1980. Т. 5. С. 21–28. 11. Розанов В. В. Несовместимые контрасты жития: Литературно-эстетические работы разных лет. М.: Искусство, 1990. 605 с. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |