![]() |
|
||||||||||||||||||||||
|
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
| «Критика и семиотика» | |
|
Статья
Авторы: Елена Евгеньевна Бразговская Русская христианская гуманитарная академия имени Ф. М. Достоевского, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация: В дискурсе современных когнитивных исследований понятие семиотического совершенства выходит за рамки мифа о языке Адама. В статье предложен альтернативный (по отношению к мистикам Ренессанса) взгляд на эту проблему. Объект анализа – система представлений о совершенном языке в текстах славяно-язычных авторов XX–XXI вв. (Ч. Милоша, О. Токарчук, С. Лема и др.). Новизна работы определяется пониманием семиотического совершенства, где оптимальность знаковой системы противопоставлена абсолютной репрезентации. Язык Адама рассматривается как теоретический конструкт, созданный методом моделирования возможных объектов. Анализ критериев его репрезентативного «совершенства» (отсутствие «семиотического порога» между языком и миром, одновариантное замещение референта и др.) позволяет сделать вывод о языке Адама как «лингвистическом нонсенсе», противоречащем развитию форм человеческого мышления и культуры как таковой. Напротив, параметры репрезентативной «недостаточности» естественных языков, оборачиваются доказательством их семиотического совершенства. Среди показателей семиотической оптимальности – вероятностная природа языка, его креативный потенциал, дополнительность вербальных и невербальных систем, феномен «расширенного сознания». Идеал знаковой репрезентации не утрачен после Вавилона: история культуры есть история совершенствования инструментов языка. Ключевые слова: семиотическое совершенство, адамический язык, репрезентация, семиотическая оптимальность Список литературы: Бразговская Е. Е. В лабиринтах семиотики: Очерки и этюды по общей семиотике и семиотике искусства. Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2018. 224 c. Бразговская Е. Е. Семиотическое «совершенство»: от мифологий к ре-альности // Семиозис и культура: стратегии и практики межкультурного диалога: Коллективная монография. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. П. Сорокина, 2024. С. 39–54. Вдовина Г. В. Химеры в лесах схоластики. Ens rationis и объективное бытие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. 440 с. Жильсон Э. Философия в средние века: от истоков патристики до конца XIV века / Пер. с фр. А. Д. Бакулова. М.: Республика, 2004. 678 с. Зинченко В. П. Сознание и творческий акт. М.: ЯСК, 2010. 592 с. Карабыков А. В. Грёза Ренессанса: язык Адама в европейской культуре XV–XVII веков. СПб.: ИД РХГА, 2022. 215 с. Либера А. де. Средневековое мышление / Пер. с фр. О. В. Головой, А. М. Руткевича. М.: Праксис, 2004. 368 с. Менделсун П. Что мы видим, когда читаем: феноменологическое иссле-дование с иллюстрациями / Пер. с англ. Л. Трониной. М., 2016. 448 с. Стайнер Дж. После Вавилонского смешения. Вопросы языка и перевода / Пер. с англ. В. Фролова. М.: МЦНМО, 2020. 645 с. Тарский А. Понятие истины в языках дедуктивных наук // Философия и логика Львовско-Варшавской школы. М.: РОССПЭН, 1999. С. 14–177. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук / Пер. с фр. В. П. Визгина и Н. С. Автономовой. СПб.: A-cad, 1994. 406 c. Хамахер В. Minima philologica / Пер. с нем. А. Глазовой. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. 216 с. Хомский Н. О природе и языке / Пер. с англ. П. Феденко. М.: КомКнига, 2005. 288 с. Эко У. О возможности создания эстетических сообщений на языке Эдема // Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / Пер. с итал. С. Серебряного. СПб.: Symposium, 2005. С. 155–175. Эко У. Поиски совершенного языка в европейской культуре / Пер. с итал. А. Миролюбовой. СПб.: Alexandria, 2007. 423 с. Эко У. История иллюзий. легендарные места, земли и страны / Пер. с итал. А. Сабашниковой. М.: Слово / Slovo, 2019. 480 с. Brown S. M. The Language of Heaven: Prolegomenon to the Study of Smithian Translation // Journal of Mormon History. 2012. No. 38 (3). P. 51–71. Carapezza M., D’Agostino M. Logic and the Myth of the Perfect Language // Logic & Philosophy of Science. 2010, No. 8 (1). P. 1–29. Chemero A. Radical embodied cognitive science. Cambridge, London, MA: MIT Press, 2011. 279 p. Clark A. Supersizing the mind: Embodiment, action, and cognitive exten-sion. Oxford; N. Y.: Oxford Uni. Press, 2008. 286 p. Leonard J. Naming in Paradise: Milton and the Language of Adam and Eve. Oxford: Clarendon, 1990. 304 p. Kołakowski L. Jeśli Boga nie ma… Horror Metaphysicus / Przekł. z ang. T. Baszniak, M. Panufnik. Poznań: Wydawnictwo Zysk, 1999. 288 s. Rorty R. Nineteenth-Century Idealism and Twentieth-Century Textualism // Rorty R. Consequence of Pragmatism (Essays 1972–1980). Minneapolis: Uni. of Minnesota Press, 1982. P. 139–160. Rowlands M. J. The New Science of the Mind: From Extended Mind to Em-bodied Phenomenology. Cambridge, London, MA: MIT Press, 2010. 269 p. Worth S. Pictures Can’t Say Ain’t // Worth S. Studying Visual Communica-tion. Philadelphia: Uni. of Pennsylvania Press, 1981. Р. 162–185. |
![]() |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |