Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Реинтерпретация кинооптики М. Булгакова в сценарии С. Бодрова-мл. и фильме А. Балабанова «Морфий»

Авторы: Наталья Александровна Муратова; Галина Александровна Жиличева

Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия

Выпуск 2, 2025Страницы 153-168
УДК: 82.01DOI: 10.25205/2307-1753-2025-2-153-168

Аннотация:

На материале повести-рассказа М. А. Булгакова «Морфий» и других произведений писателя, а также текста сценария С. Бодрова мл. и экранизации А. О. Балабанова показываются способы адаптации специфических черт кинопоэтики Булгакова в экранных нарративах. Рассматривается, как внутренняя структура дискурса записей в «Морфии» апеллирует к намеренным элементам визуализации, анализируются конкретные приемы сценарной и кинематографической версий репрезентации кинометафор в прозе писателя. Расхождения между литературным источником, сценарием и кинофильмом исследуются в границах проблемы межсемиотического перевода, демонстрируется, как кино-версия Балабанова предлагает зрителю финальную стадию трансформации элементов кинооптики.

Ключевые слова: кинематографичность литературы, кинооптика повествователя, М. Булгаков, «Морфий», сценарий, С. Бодров-мл., А. Балабанов

Список литературы:

Журкова Д. А. Музыкальная драматургия фильма «Морфий» Алексея Балабанова // Музыка и экранные искусства конца ХХ – начала ХХI века. 2018. № 4. С. 252–269.

Кольцова Н. З., Неклюдова О. А. К вопросу о кинематографической тех-нике в творчестве М. Булгакова: от «Дьяволиады» к «Мастеру и Маргари-те» // Вестник Бурят. гос. ун-та, 2015. Вып. 10 (1). С. 155–161.

Муратова Н. А., Жиличева Г. А. Дискурсивные практики культуры. Ли-тература и кино в аспектах теоретической и исторической поэтики. Ново-сибирск: НГПУ, 2022. 187 с.

Неклюдова О. А. Киносеанс черной магии. К вопросу о кинематографи-ческих источниках романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вопро-сы литературы. 2017. № 2. С. 229–245.

Петровский М. Мастер и Город (Киевские контексты Михаила Булга-кова). СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2008. 464 с.

Сальникова Е. В. Пространство города и повествования в фильме «Ка-бинет доктора Калигари» // Наука телевидения. 2020. № 16.2. С. 45–68.

Силина Л. А. Особенности монтажной композиции в романах М. А. Булгакова «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» // Изв. ВГПУ. Рубри-ка: Вопросы изучения современной литературы. 2012. № 2 (66). С. 137–140.

Тарасов А. В. Кинематограф М. А. Булгакова. К проблеме кинемато-графичности художественного мышления писателя: Дис. … канд. культу-рологии. Шуя, 2006. 187 с.

Яблоков Е. А. Текст и подтекст в рассказах М. Булгакова («Записки юного врача»). Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. 103 с.

Янгиров Р. М. Специфика кинематографического контекста в русской литературе 1910-х –1920-х годов: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2000. 230 с.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН